header34



г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет 

Кафедра стоматологии детского возраста

 

Кариес временных зубов у детей раннего возраста до сих пор остается серьезной проблемой. Известны кариесогенные и кариеспротекторные факторы питания, однако не изученным остается вопрос их распространения у детей раннего возраста. Цель настоящего исследования – определить распространенность кариесогенных и кариеспротекторных факторов питания у детей раннего возраста с различным состоянием зубов. Материал и методы. Проведено открытое когортное проспективное исследование. В базовом стоматологическом обследовании участвовали 126 детей в возрасте 2,5 лет. Для выявления особенностей питания детей проведено анкетирование их родителей. Через 2 года провели повторное обследование детей. Анализ полученных данных проводили с учетом пораженности кариесом временных зубов детей при первом и повторном обследованиях.

Результаты исследования. При первом обследовании детей распространенность кариеса составила 19%, при интенсивности поражения зубов 0,64 по кпу, при втором – 72,2% и 2,47 соответственно. Анализ данных анкетирования родителей показал, что 31,8% детей имели повышенный риск развития кариеса зубов, обусловленный недостаточной продолжительностью грудного вскармливания: из них 5,6% находились на естественном вскармливании лишь до месяца; 14,3% -до трех месяцев; 11,9% - до 6 месяцев. Большинство детей были на грудном вскармливании не менее года (28,6% - до года, 15,9% - до полутора лет; 11,9% - до двух лет, а 6,3 % до 2,5 лет), что оказывало кариеспротекторное действие.

Детям, которые были рано переведены на искусственное вскармливание, родители давали молочные смеси, подслащенные чаи и воду. Таким образом, потребность в углеводах у детей первого года жизни при грудном вскармливании покрывалась за счет лактозы, а при искусственном – преимущественно, за счет сахарозы, содержащейся в искусственных молочных смесях, соках и чаях. В результате в полости рта малышей уже на первом году жизни создавалась  кариесогенная ситуация. Однако с возраста 1,5-2-х лет кариесогенные сладкие напитки получали почти все дети – 94,4%, чаще всего фруктовые соки (31,8% ответов), сладкие питьевые йогурты (25,4%), сладкий чай (17,5%). Кариеспротекторные или нейтральные напитки для своих детей выбирали всего 25,4% мам (молоко – 12,7% ответов, несладкий чай – 8,7%, вода – 4,0%). Другим важным кариесогенным фактором является частота приема сладкого питья. Установлено, что 38,9% детей употребляли сладкие напитки 1-3 раза ежедневно, а 35,7% - несколько раз в неделю. Все дети (100%) ежедневно потребляли чрезмерное количество сахара – от 40 и более грамм, в то время как норма для данной возрастной группы составляет 20 г. сахара в сутки. Сладкие кексы и печенье, шоколад, йогурты, творожки и пудинги встречаются в рационе детей ежедневно уже с 2,5 лет. Причем в 48,4% случаев сладкий продукт завершал каждый основной прием пищи малыша, а в 19% случаев предлагался ребенку родителями изолированно, как перекус  между основными приемами пищи. 

Анализ полученных данных в зависимости от состояния зубов у детей позволил выделить три группы: 1 – дети со здоровыми зубами при первом и втором обследовании (27,8%); 2 – дети, у которых были здоровые зубы при первом обследовании, но появились кариозные дефекты при втором (53,2%); 3 -  дети,  имевшие кариес уже при первом обследовании (19%). Для 1 гр. было характерно грудное вскармливание детей не менее 6 месяцев (100%), почти половина (45,7%) детей получали грудное молоко до года, а 25,7% - до 1,5 и более лет. Во 2 гр. четверть (25,4%) детей, а в 3 гр. – почти две трети (62,5%) получали грудное молоко менее трех месяцев,  до 6-12 месяцев – 34,3% и 25,0%, до 1,5 лет и более -  40,3% и 12,5% соответственно. В 1 гр. кариесогенные напитки получали 37,1% детей, кариеспротекторные – 62,9%, во 2 гр. – 88,1% и 11,9%, в 3 гр. – 91,7% и 8,3% соответственно. Причем частый прием кариесогенных напитков был более характерен для детей 2 и 3 гр., чем 1 гр.: 46,3%, 54,2% и 14,3% соответственно.

Дети 1 гр. употребляли ежедневно, преимущественно, только один сладкий продукт питания (71,4%), дети второй группы – два (71,6%), дети 3 гр. - три (100%). Сладкие продукты в перерывах между основными приемами пищи ели 2-3 раза в день 17,1% детей 1 гр., 20,9% 2 гр. и 50,0% 3 гр., 1 раз в день – 42,9%, 47,8% и 20,8%, ни разу - 40,0%, 31,3% и 29,2% соответственно. У детей 2 и 3 гр. нарушения питания встречались достоверно чаще (p<0,05), а кариеспротекторные факторы  – реже, чем у детей 1 гр.

      Заключение. В период с 2,5 до 4,5 лет у детей происходит увеличение распространенности и интенсивности кариеса в 3,8 раза. Существенную роль в развитии кариозного процесса играют непродолжительное грудное вскармливание, ведущее к раннему прикорму сахаросодержащими смесями, а также частота и изолированность приема сахаросодержащей пищи. Прием сладких продуктов и напитков на десерт и между основными  приемами пищи, а особенно на ночь, играет ведущую роль в возникновении кариеса временных зубов. Необходимо усиление просветительной работы среди родителей по вопросам здорового питания детей раннего возраста.

 

 

Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии: сборник научных трудов Волгоградского государственного медицинского университета.- Волгоград: ООО «Бланк», 2009.- 432 с.: илл. – Том № 66.

 

 

 

Добавить в закладки:  

Класс! Нравится

Авторизация








распечатать пригласительный купон

Золотой крокодил

Голосуй за нас


Вход на сайт