header34


14.00.21 - стоматология 03.00.13 - физиология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Волгоград - 2003

Работа выполнена в Волгоградском медицинском государственном университете.

Научные руководители:
доктор медицинских наук В.Ф. Михальченко
доктор медицинских наук профессор СВ. Клаучек

Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук профессор Е.Е. Маслак
доктор биологических наук профессор И.Н. Солопов

Ведущая организация:
Саратовский государственный медицинский университет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.

Автореферат разослан « » 2003г.

Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат медицинских наук доцент Л.Д. Вейсгейм

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. Стоматологическая помощь является одной из самых востребованных и социально значимых среди медицинских услуг. Динамичное развитие этой отрасли медицинской науки, современное оборудование, профессионализм специалистов разных профилей стоматологической службы дают возможность внедрять в практику новые перспективные методы лечения. Однако, по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), проблемы кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта остаются нерешенными современной медициной, а их актуальность определяется высокой распространенностью стоматологической патологии и не снижающимся уровнем нуждаемости населения в комплексном лечении (Бокая В.Г., Анисимова И.В., 1993; Делендик А.И., 1999; Хамадеева A.M., 2000; Полуев В.И., 2001; Ramas-Giomez F.J., Shepard D.S., 1999).

Мировая медицинская практика доказывает, что в настоящее время сохранять интактными зубы и ткани пародонта, а также улучшать сложившуюся ситуацию возможно лишь через внедрение в повседневную практику новых методов профилактики стоматологических заболеваний (Дубровина Л.И., 1989; Иванова Е.Н., 1990; Кузьмина Э.М., 1999; Улитовский СБ., 2002; De Rego M.A., De Araujio M.A., 1996).
Стоматологическое здоровье является неотъемлемой частью нормального состояния организма человека и, в первую очередь, зависит от знаний основ индивидуальной гигиены полости рта, и умения их использовать в практической жизни. Многочисленные исследования указывают на низкий уровень информированности населения в вопросах профилактики стоматологических заболеваний и индивидуальной гигиены полости рта, что свидетельствует о наличии проблем в организации санитарного просвещения (Кондратов А.И., 1990; Боровский Е.В., 1992; Кузьмина Э.М., 1995; Полесский В.М., 1999). Недостаточная эффективность санитарного просвещения является одной из причин снижения уровня мотивации к профилактике и лечению стоматологической патологии (Ерканян И.М., 1999; Леонтьев В.К., Макарова Р.П., Кузнецова Л.И., Блохина Ю.С., 2001).

В связи с этим происходит неуклонный рост числа пациентов, страдающих стоматологическими заболеваниями, поэтому представляется особенно важным изменить отношение не только стоматологов, но и всего населения к здоровью в целом и состоянию полости рта в частности. Одно из важных мест в структуре профессионально-активного контингента страны занимают военнослужащие. Причем, их состояние здоровья является отражением здоровья населения в целом, и трудности, связанные с организацией и внедрением профилактических мероприятий у этой категории лиц, носят первостепенный характер (Кабаков Б.Д., Лукьяненко В.И., 1980; Боченков А.А., Шостак В.И., Глушко А.Н., 1996; Лебедев СМ., Дорошевич В.И., 2001).

Проблема профилактики стоматологических заболеваний обусловлена тем, что сведения о разработке показаний к наиболее эффективным санитарно-профилактическим мероприятиям среди военнослужащих разрозненны и малочисленны. Существующая практика гигиенического обучения и воспитания, в определенной мере, отстает от современных требований, некоторые вопросы требуют уточнения и оптимизации (Ковалевский A.M., Иорданишвили А.К., 1996; Клементьев Р.П., Николаева И.А., 2000; Резер Т.М., 2001).

Для эффективности санитарно-профилактических мероприятий необходимо изучить характер и структуру мотивации военнослужащих к профилактике и лечению стоматологических заболеваний и разработать эффективный метод ее повышения. Поэтому актуальным представляется поиск новых форм психогигиены и психопрофилактики с использованием современных информационных технологий, которые призваны обеспечить высокий уровень стоматологического здоровья военнослужащих.

Целью настоящего исследования явилось установление факторов, формирующих мотивацию к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний и разработка психофизиологического метода ее повышения у военнослужащих.

Для реализации поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

1. Оценить уровень знаний и навыков индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний и характер мотивации военнослужащих в возрасте 18-27 лет.
2. Выявить основные факторы, формирующие низкую мотивацию обследуемого контингента к лечебно-профилактическим мероприятиям.
3. Исследовать взаимосвязь уровня мотивации и стоматологического статуса военнослужащих.
4. Разработать психофизиологический метод повышения мотивации наблюдаемой группы лиц к получению стоматологической помощи.
5. Оценить длительность и устойчивость эмоционально-мотивационного эффекта метода суггестивного подкрепления и изменение стоматологического статуса у военнослужащих.

Научная новизна. Впервые дана характеристика мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний с оценкой информированности обследуемой группы в вопросах гигиены полости рта.

Впервые определены факторы, влияющие на снижение мотивации военнослужащих к профилактике и лечению заболеваний полости рта.

Разработана объективная методика комплексной оценки уровня мотивации военнослужащих к профилактике и лечению стоматологической патологии. Результаты исследования обосновывают новое перспективное направление санитарно-просветительной работы, позволяющее эффективно повышать мотивацию человека к получению своевременной стоматологической помощи.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования по теме диссертации докладывались и обсуждались на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Е.Е. Платонова (Москва, 2001); итоговой научной конференции молодых ученых (Волгоград, 2001); ежегодных научных сессиях Волгоградской медицинской академии (2000-2002); на расширенной межкафедральной конференции с участием сотрудников кафедр нормальной физиологии, гигиены, терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии, стоматологии детского возраста.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 статей, одна статья подана в центральную печать. Перечень публикаций приведен в конце автореферата.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 115 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, главы «Материалы и методы исследования», двух глав собственных исследований, их обсуждения и заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы, содержащего 155 работ отечественных и 45 зарубежных авторов. Работа иллюстрирована 13 таблицами и 4 рисунками.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Объект и методы исследования. Для реализации поставленных задач были обследованы 500 военнослужащих в возрасте от 18 до 27 лет одной из частей железнодорожных войск города Волгограда. Среди обследованных было 400 мужчин и 100 женщин. В процессе выполнения работы использовались четыре основных метода обследования: физиолого-гигиеническое анкетирование, стоматологическое обследование, психофизиологическое и статистическая обработка результатов.

На первом этапе исследования для выявления уровня мотивации военнослужащих применялась специально разработанная методика физиолого-гигаенического анкетирования, которое проводилось анонимно. Анкета №1 включала 43 вопроса, характеризующих различные аспекты мотивации к профилактике и лечению стоматологических заболеваний. При оценке результатов заполнения анкеты ответы респондентов анализировались посредством объединения их по следующим категориям: «мотивация», «выраженность эмоционального фактора», «уровень информированности в вопросах индивидуальной профилактики», «отношение к информации профилактической направленности и выбор ее источников», «значимость взаимоотношений в системе врач-пациент», «влияние социального фактора».
Анкета №2 предлагалась после просмотра видеофильма, содержащего санитарно- профилактический материал. В нее были включены вопросы, касающиеся субъективной оценки увиденного видеоматериала.

Стоматологическое обследование включало выявление патологии твердых тканей зубов, тканей пародонта и гигиенического состояния полости рта военнослужащих. Осмотры проводились по общепринятым стоматологическим методикам (Боровский Е.В., Иванов B.C., Максимовский Ю.М., Максимовская А.К., 1998). При обследовании обращалось внимание на заболевания твердых тканей зубов: глубину и локализацию кариозных полостей, а также на осложнения кариеса зубов, подлежащих лечению (пульпит, периодонтит) и удалению. Состояние тканей пародонта оценивали по наличию или отсутствию гиперемии и отека, кровоточивости при чистке зубов, а также мягких зубных отложений. Для уточнения границ воспаления использовался папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) по Parma (1960); гигиенический статус определялся с помощью индекса Грин-Вермильона (OHI-S) (1964). Распространенность кариеса зубов определялась в %, а интенсивность поражения кариесом по индексу КПУ зубов. Всего было обследовано 200 военнослужащих (мужчин и женщин) Для динамического изучения стоматологического статуса, из общего количества обследованных была сделана выборка в количестве 100 человек мужского пола с низкой мотивацией к профилактике и лечению стоматологических заболеваний. В последующем выделили две группы (по 50 человек): обследуемая группа, в которой применялся психофизиологический метод повышения мотивации и группа сравнения, в которой этот метод не применялся. В обеих группах изучалось изменение стоматологического статуса.

Психофизиологическое обследование проводилось с целью оценки реакции военнослужащих на просмотр «стандартного» профилактического видеофильма на тему «Профилактика стоматологических заболеваний», а также видеоматериалов с суггестивным подкреплением, разработанных в процессе выполнения работы. Уровень эмоциональной напряженности обследуемого оценивался по изменению уровня активации ЦНС (ЭЭГ), по реакции вегетативной сферы (данные кардиоинтервалографии, пневмографии) в ответ на аудио-визуальные информационные воздействия (Баевский P.M., Роман Map, 1984; Антонов А.Г., Миролюбов А.В., Соломин И.Л., 1986; Швырков В.Б., 1987). Психофизиологические параметры регистрировались одномоментно после 3-5 минутной адаптации пациента к условиям обследования и во время демонстрации профилактического видеофильма.

Полученные результаты заносились в базу данных персонального компьютера типа IBM и обрабатывались с помощью статистического программного пакета «Аркада» (Никифоров A.M., Никифорова Г.В., 1991). Вычислялась средняя арифметическая (М), стандартная ошибка (т). Осуществлялась проверка гипотезы, достоверность различий по критерию Фишера-Стьюдента, анализировались наличие, сила и направленность корреляционных связей.

Результаты исследования и их обсуждение. Первым этапом работы был анкетный опрос военнослужащих одной из железнодорожных войск численностью 500 человек: 400 мужчин и 100 женщин в возрасте от 18 до 27 лет. Анкетирование позволило изучить уровень информированности респондентов в вопросах индивидуальной гигиены, а также оценить мотивацию к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний. По данным опроса большинство (52,0 ±2,2%) имело низкую мотивацию к профилактике и лечению (из них только 7,3 ±2,5% составляли женщины); 31,0 ±2,0% анкетируемых - средний уровень мотивации (из них 16,7 ±3,7%-женщины); остальные 17,0 ±1,6% имели высокую степень мотивации (из них 64,7±4,7% были женщины). Из вышеизложенного можно сделать вывод, что женщины более мотивированы к профилактическим мероприятиям, чем мужчины (рис.1).

no description

Факторами, чаще всего формирующими низкую мотивацию к лечебно-профилактическим мероприятиям, по результатам опроса, являются: страх перед болезненными манипуляциями, «неудачное» лечение в прошлом, дефицит времени, дорогостоящее лечение. Количество респондентов, указавших в качестве причины страх, составило 74,0 ± 1,9%. «Неудачное», по мнению опрошенных, лечение в прошлом отмечалось у 10,8+1,3% лиц; дефицит времени- у 5,2 ±0,9% военнослужащих; дорогостоящее лечение- у 10,0 ±1,3% человек. Большинство (85,0 ±1,6%) военнослужащих, от общего числа обследованных обращались к стоматологу только по причине острой боли (из них 15,2 ±3,5% женщины). Всего 7,1 ±1,1% опрошенных посещали стоматолога с целью профилактического осмотра, а 1,1 ±0,4% уклонялись от визитов к врачу и предпочитали хирургические методы лечения; остальные 6,8 ±1,1% лиц обращались по поводу ортопедического лечения.

Результаты анкетирования показали, что владеют элементарными знаниями и навыками по уходу за полостью рта 42,9 ±2,1% военнослужащих, источником информации при этом являлись:

• реклама на телевидении и радио- 30,1 ± 2,0%;
• советы знакомых и родственников- 35,9±2,1%;
• беседы со стоматологом-23,0+1,8%;
• не интересовались такой информацией 11,0 +1,3% респондентов.

При выявлении знаний и навыков по уходу за полостью рта, установлено, что 20,3 ±1,7% не чистят зубы; 25,2 ±1,9% опрошенных чистят зубы нерегулярно («когда есть время»); 47,4 ±2,2% -1 раз в день; только 7,1 ± 1,1% -2 раза в день. Таким образом, одним из ведущих факторов риска возникновения стоматологической патологии и ее осложнений является низкая мотивация респондентов к профилактическим мероприятиям, в частности, недостаточный уровень санитарно-гигиенических знаний, пассивность в их пополнении.

На следующем этапе выполнения работы было проведено клиническое обследование военнослужащих для сопоставления данных и выявления взаимосвязи между параметрами анкетирования и стоматологического статуса изучаемых групп. При обследовании 200 человек были получены следующие результаты: распространенность кариеса составила 99,80 ±0,30%. Более высокие показатели распространенности и интенсивности кариеса определялись у женщин (99,50+0,70% и КПУ=11,78±0,15) по сравнению с мужчинами (99,0 ±0,99% и КПУ=10,75). Большинство обследованных нуждались в лечении: 95,50±2,07% мужчин и 89,0±3,12% женщин. Определение индекса гигиены выявило неудовлетворительное состояние полости рта. В среднем, у мужчин он был в 1,8 раза больше, чем у женщин (4,3±0,19 и 2,3±0,13, соответственно) (р<0,05) при, практически, одинаковом значении индекса РМА (44,2 ± 4,96% и 42,1 ± 4,93%, соответственно) (табл. 1). Следует отметить, что в структуре КПУ мужчин и женщин имелись определенные различия. Так, у женщин, в среднем, пломбированных зубов было в 1,3 раза больше по сравнению с мужчинами (5,74±0,21 и 4,24±0,29, соответственно); кариозных зубов в 1,1 раза меньше (4,70 ±0,23 и 5,12 ±0,22), тогда как число удаленных зубов на одного человека и у мужчин и у женщин было, практически, одинаковым (1,39 ±0,12 и 1,34 ±0,11, соответственно).

Таблица 1
Показатели состояния полости рта у военнослужащих.

Показатели состояния полости рта у военнослужащих

Примечание: *-различия статистически достоверны (р<0,05).

Таким образом, результаты анкетирования и стоматологического обследования показали, что военнослужащие мужчины недостаточно мотивированы к профилактическим мероприятиям по сравнению с военнослужащими женщинами. Поэтому для изучения эффективности психофизиологического метода повышения мотивации обследуемого контингента к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний, были выделены две группы лиц с низкой мотивацией среди мужчин. Первая (основная) группа военнослужащих в количестве 30 человек получала профилактическую информацию при просмотре видеоматериала с суггестивным подкреплением («мелькающая рамка» с частотой 8-12 Гц), второй группе (группе сравнения), также в количестве 30 человек, демонстрировался «стандартный» или обычный видеоматериал (без суггестивного подкрепления) по теме: «Профилактика стоматологических заболеваний». Повторное изучение стоматологического статуса этих групп проводилось через год, год и восемь месяцев.

Новые технологии аудио-визуального воздействия расширяют возможности использования профилактических видеоматериалов в работе с населением (Спрангер Б.Е. 1993). Изучение воздействия видеоматериалов, разработка и обоснование объективных показателей и методов оценки их воздействия приобретают особую актуальность.

Использование сочетания современных психологических приемов с воздействием на ЦНС ритмическими аудиовизуальными колебаниями представляются перспективными не только для коррекции психологических и интеллектуальных нарушений, но и для закрепления воспринятой информации, в том числе, и профилактического характера (Орешкин В.В., 2000; Клиточенко Г.В., 2001).

Как известно, из современных информационных технологий наиболее массовым и доступным средством для проведения санитарно-просветительной работы является использование телевидения. В связи с этим, на следующем этапе исследований была поставлена задача - определить информативность профилактических видеоматериалов на основании субъективных критериев (анкетирование) и объективных физиологических показателей (ЭЭГ, ПГ, КИТ). Кроме того, был проведен поиск дополнительных методов повышения эффективности профилактических видеоматериалов. В плане направленного регулирования психофизиологического состояния организма использовалось воздействие на ЦНС через зрительный анализатор и, таким образом, вызывались функциональные сдвиги нужной направленности в ЦНС, получившие название «артифициальные стабильные функциональные связи» (АСФС) (Смирнов В.М., Бородкин Ю.В., 1979; Петренко Е.К., 1982).

В результате был создан санитарно-просветительный видеофильм по стоматологической тематике «Профилактика стоматологических заболеваний», который демонстрировался обследуемым группам военнослужащих. Демонстрация «стандартного» видеоматериала лицам с низким уровнем мотивации показала практическое отсутствие эмоциональной реакции на предложенный фильм. Незначительные сдвиги параметров биоэлектрической активности мозга (,3-ритм от 21,3 + 0,77 до 20,0+0,11), дыхания и сердечного ритма (ПГ от 16,3 ±0,2 до 18,0 + 0,24 дых/мин; ЧСС от 75,9± 1,7 до 78,2±1,3; ИНРС от 95,1 ±6,7 до 90,9 ±4,0) как реакции только на наиболее яркие эпизоды, также оказались кратковременными и не имели единой направленности.

Для активизации восприятия и повышения эмоциональной значимости профилактического видеофильма были использованы естественные стимулы (кадры о последствиях несоблюдения гигиены полости рта) и искусственные («мелькающая рамка» с частотой 8-12 Гц). При определении субъективных и объективных критериев выявлено достоверное изменение мотивационной направленности и эмоционального отношения к изучаемой проблеме. На ЭЭГ на фоне сохранения альфа-ритмов увеличивалась бетта-активность (от 20.3 + 0,23 до 31,0+0,55) (р<0,05). Данные КИТ показали, что при просмотре видеокадров с суггестивным подкреплением имеет место значительный сдвиг параметров в направлении преобладания симпатических влияний (ЧСС от 78,0+1,40 до 85,7+1,30; ИНРС от 90,1 ±3,90 до 123,9+10,38). Об эмоциональном характере внесенного в фильм суггестивного подкрепления свидетельствовало увеличение амплитуды и частоты дыхания (от 16,4 ±0,23 до 20.4 ± 0,33), что указывает на повышение уровня активации ЦНС.

В исследовании проводилась оценка эффективности разработанных профилактических видеоматериалов (с суггестивным подкреплением и без него) с определением субъективных характеристик эмоционально-мотивационной значимости представляемой информации (по данным анкетирования). При обработке анкетных данных было выявлено, что 89,6 ±5,6% опрошенных заинтересовал видеоматериал с эффектом «мелькающей рамки», в отличие от «стандартного» фильма- 49,2 ±9,1%. Для 88,8 ±5,7% лиц представленная информация была достаточно убедительна именно при суггестивном подкреплении, в отличие от обычного фильма (65,1 + 8,6%). Большинство анкетируемых (86,0 ±6,3%) пересмотрели свое отношение к профилактике стоматологических заболеваний, а 76,0+7,7% респондентов узнали новую информацию о средствах и методах по уходу за полостью рта. Только 1,6 ±2,2% военнослужащих не заинтересовались этой темой.

Таким образом, согласно результатам проведенного обследования среди военнослужащих железнодорожной воинской части Волгоградской области, одними из ведущих физиолого-гигиенических факторов риска возникновения стоматологической патологии являются: низкий уровень информированности в вопросах гигиены и профилактики стоматологических заболеваний, отсутствие объективной и доступной информации просветительного характера, страх перед стоматологическим лечением. Именно эти факторы являются основополагающими в формировании низкой мотивации к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний.

В результате психофизиологических исследований также показано, что просмотр военнослужащими общепринятого профилактического фильма сопровождается слабо выраженной реакцией эмоциональной и вегетативной сфер. Такое отсутствие эмоциональной реакции или незначительная ее выраженность свидетельствует о неадекватной адресности информации. Дополнение профилактических видеоматериалов естественными (негативными) документальными эпизодами о последствиях несоблюдения профилактики стоматологических заболеваний, а также искусственными (позитивными) стимулами, сопровождающими кадры («мелькающая рамка» с частотой 8-12 Гц), обеспечили поддержание более высокого уровня активации ЦНС. При этом просмотр сопровождался эмоциональной и вегетативной реакцией, свидетельствующей о выраженном эмоциональном отклике.

Демонстрация видеоматериалов, подкрепленных искусственными и естественными стимулами у военнослужащих с низкой мотивацией к профилактике стоматологических заболеваний сопровождалась субъективной (по данным анкетирования) и объективной (увеличение мощности ;9-ритмов ЭЭГ, усиление симпатического тонуса по данным КИТ) реакцией, отличной по выраженности от реакции военнослужащих этой же группы при просмотре «стандартного» профилактического видеофильма. Суггестивное подкрепление способствовало более прочному запоминанию и образному восприятию эмоционально значимых эпизодов. Эффективность разработанного метода первичной профилактики основных стоматологических заболеваний статистически достоверно подтверждалась результатами обследования репрезентативной группы военнослужащих.

На следующем этапе исследований оценивались стабильность и длительность мотивационно-значимого эффекта профилактического видеоматериала с суггестивным подкреплением. Те же группы военнослужащих обследовались через 3, 6 месяцев и год после первой демонстрации фильма. При этом регистрировались показатели вегетативной реакции (КИТ, ПГ) до и в процессе просмотра видеоматериалов. Результаты обследования показали, что реакция проявляется сдвигом показателей КИГ и свидетельствуют о преобладании симпатического тонуса вегетативной нервной системы. Увеличение ЧСС через 3 месяца составило 9% от исходной величины; 3,7%- через 6 месяцев; через год после повторного исследования -12,1%. ИНРС через 3 месяца изменился на 33,7%; через 6 месяцев на 33,5% и через год на 37,9%. Произошло изменение моды через 3 месяца на 7,8%; через 6 месяцев на 7,5% и на 7,5% через год. Характер изменений параметров дыхания также указывал на выраженную эмоциональную реакцию на вмонтированные видеосуггестивные вставки (рис.2).

Таким образом, мотивационно-значимый эффект данного профилактического фильма не снизился и не потерял своего эмоционального отклика на представленную видеоинформацию с суггестивным подкреплением. Повторное стоматологическое обследование военнослужащих через год, год и восемь месяцев после демонстрации профилактического видеофильма на тему

no description

«Профилактика стоматологических заболеваний» с суггестивным подкреплением выявило достоверное изменение показателей состояния полости рта у основной группы обследованных. Прирост кариеса в этой группе военнослужащих составил через год и восемь месяцев 0,84 ±0,09 на одного человека, тогда как в группе сравнения (военнослужащие, получавшие информацию из «стандартного» видеофильма) -2,1 ±0,10 (р<0,05). При этом перераспределение составных элементов КПУ свидетельствует о положительном эффекте разработанного психофизиологического метода повышения мотивации к лечебно-профилактическим мероприятиям. Через год количество кариозных зубов в основной группе было в 1,5 раза меньше, чем в группе сравнения (4,34 ±0,29 и 6,42 + 0,24, соответственно) (р<0,05) и в 1,8 раза меньше спустя год и восемь месяцев (3,88 ±0,28 и 6,96 ±0,27). (р<0,05) Число удаленных зубов у лиц группы сравнения через год превышало это значение, выявленное у военнослужащих основной группы в 1,3 раза (2,24 ±0,12 и 1,69 + 0,12, соответственно) (р<0,05),а через год и восемь месяцев- в 1,2 раза (2,45 ±0,17 и 1,97±0,13) (р<0,05). В основной группе обследованных через год было выявлено пломбированных зубов в 1,6 раза больше, чем в группе сравнения (5,28 ±0,34 и 3,36 ±0,23) (р<0,05) и также в 1,6 раза больше через год и восемь месяцев (5,74 + 0,33 и 3,44±0,24) (р<0,05).

Улучшилось гигиеническое состояние полости рта у обследуемых основной группы. Индекс гигиены снизился с 4,3 ±0,19 до 2,4 ±0,13 через год и восемь месяцев. В структуре КПУ группы сравнения прослеживалась тенденция к увеличению «кариозных» зубов- 53,41 ±7,05% через год и -54,16±7,04% через год и восемь месяцев; количество «пломбированных» зубов составило 27,95 ±6,34% через год и - 26,77 ±6,26% спустя год и восемь месяцев. Показатель «удаленные» зубы изменился до 18,64 ±5,50% через год и -19,07±5,55% спустя год и восемь месяцев. Неудовлетворительным осталось и гигиеническое состояние полости рта -4,8 ± 0,20.

Следовательно, целесообразность применения профилактического видеофильма с суггестивным подкреплением для повышения мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний вполне очевидна и подтверждается данными физиологического и стоматологического обследования.

ВЫВОДЫ

1. Элементарными знаниями и навыками индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний владеют 42,6 ±2,1% военнослужащих. При этом низкая мотивация (52,0 + 2,2%) к профилактике является одной из главных причин несвоевременного обращения (в 85% случаев) за стоматологической помощью.

2. Ведущими факторами, влияющими на формирование мотивации военнослужащих к профилактике стоматологических заболеваний, являются отсутствие достоверной и убедительной информации санитарно-просветительного характера (только 23,0 ±1.8% получали необходимую информацию от стоматолога) и стоматофобия (74,0 ± 1,9%).

3. Отсутствие мотивации у военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний обуславливает высокую распространенность (99,0 ±0,9%) и интенсивность (11,26 ±0,14) кариеса, нуждаемость в лечении зубов (95,5 ±2,07%), неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта (ГИ=4,3 ± 0,1), воспаление тканей пародонта (РМА=44,2 ± 4,9).

Разработан психофизиологический метод- профилактический видеоматериал, дополненный естественными (кадры о последствиях несоблюдения гигиены полости рта) и искусственными («мелькающая рамка» с частотой 8-12 Гц) стимулами обеспечивает поддержание высокого уровня активации ЦНС, что проявляется увеличением на электроэнцефалограмме представленности р -ритма и преобладанием симпатического тонуса вегетативной нервной системы. Суггестивное подкрепление способствует более прочному запоминанию и образному восприятию эмоционально значимых эпизодов профилактического видеофильма. 5. Эмоционально- мотивационная значимость кадров видеофильма с суггестивным подкреплением длительно поддерживается на достаточно высоком уровне, что подтверждается данными повторных физиологических обследований через 3, 6 и 12 месяцев и достоверным изменением стоматологического статуса через 1 год и восемь месяцев.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендовать разработанный психофизиологический метод повышения мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний как одно из эффективных средств санитарного просвещения.

Внедрять новые информационные техяологии, способствующие повышению осведомленности населения о стоматологическом здоровье и способах его улучшения при осуществлении санитарного просвещения среди организованных групп населения.

СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ

1. Психофизиологические аспекты повышения мотивации человека к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний // Акт. вопр. стоматологии: Сб.-Волгоград, 2001.-Т. LVII, вып.4.- С.99-104. (совм. с Михальченко В.Ф., Чаплиевой Е.М.). 2 Роль мотивации населения в сохранении стоматологического здоровья // Сб.

2. материалов науч. ст. по итогам конференции, поев. 40-летию Волгогр. обл. клинич. стоматологической поликлиники. -Волгоград, 2002.-С.17-18. (совм. с Чалиевой Е.М., Веренициной Г.Н.).

3. Исследование мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний по данным анкетирования
// Вестн. Волг. гос. мед. унив.: Сб. науч. тр.№ 8. Т.58, вып.8. -Волгоград, 2002.-С.190. (совм. с Михальченко В.Ф., Клаучеком СВ., Чаплиевой Е.М.).

4. Состояние стоматологического статуса военнослужащих в зависимости от характера мотивации к лечебно-профилактическим мероприятиям // Акт. пробл. теор. и практ. в стоматологии: Сб. -Ставрополь, 2003.- С.280. (совм. с Чаплиевой Е.М., Чижиковой Т.С, Петрухиным А.Г.).

5. Структурно- динамическая характеристика личности пациентов с различным уровнем мотивации к стоматологическому лечению // Акт. пробл. теор. и практ. в стоматологии: Сб. -Ставрополь, 2003.- С.280. (совм. с Чаплиевой Е.М., Михальченко В.Ф., Клаучеком СВ.).
Изучение мотивации военнослужащих к профилактике и лечению стоматологических заболеваний с помощью анкетирования // Российский стоматологический журнал.-2003.<;br />
Добавить в закладки:  

Класс! Нравится

Вход на сайт