header34



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени доктора медицинских наук

Санкт-Петербург - 2009

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» Федерального агентства по образования РФ

 

Научный консультант:               доктор медицинских наук, профессор

Маслак Елена Ефимовна

Официальные оппоненты:         доктор медицинских наук, профессор

Морозова Наталья Викторовна

доктор медицинских наук, профессор

Темкин Эдуард Семенович

доктор философских наук, профессор

Чижова Валерия Михайловна

Ведущая организация:               Саратовский государственный медицинский университет

 

Защита диссертации состоится  «19» декабря 2009г.   в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1, ауд. _____.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.

 

Автореферат разослан « __ » __________  2009 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета, доцент  Л.М. Медведева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Заболевания полости рта относятся к группе наиболее распространенных патологий среди детского и взрослого населения (Э.М. Кузьмина, 1997; Н.В. Морозова, 2000; Е.Е. Маслак, 2007; J. Vanobbergen и соавт., 2007). Развитию основных стоматологических заболеваний способствуют многие факторы общего и местного характера, среди которых немаловажное значение имеет низкая мотивация населения к предупреждению и лечению ранних стадий патологий (Л.М. Яновский, 2003; И.В. Фирсова, 2009).

Во многих развитых зарубежных странах за последние полвека достигнуто значительное снижение распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта, благодаря проведению различных профилактических программ (J. Clarcson, 2002; N. Calonge, 2005; C.W. Lewis и соавт., 2007). Однако в нашей стране применение коммунальных профилактических программ ограничено (Э.М. Кузьмина, Т.А. Смирнова, 2001; Б.Н. Давыдов, 2002; Л.Р.Колесникова, 2004).

Разработка программ профилактики для детей требует ясной картины не только стоматологического статуса данного контингента, но и учёта социально-психологических факторов, способствующих развитию патологии (Ш.А. Гайсин, Г.З. Ахмедзянова,  Д.И. Зелинская, 2001; С.Б. Улитовский, 2002). Особая роль в предупреждении стоматологических заболеваний отводится санитарному просвещению, однако гигиеническое воспитание населения является наиболее слабым звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике (Ю.Л. Образцов, А.Я. Фуртиков, 2001; Л.М. Лукиных, 2003) . В связи с тем, что низкая санитарная культура и отсутствие мотивации детей и взрослых к профилактике стоматологических заболеваний и гигиене полости рта до сих пор широко распространены, заболевания пародонта и кариес зубов представляют огромную медико-социальную проблему (В.Н. Беня, 2000; Т.Н. Терехова, 2001; Л.И. Никитина, 2003; Л.М. Лукиных, 2005; О.Г.Авраамова, 2006).

Исходя из этого, становится понятным важность исследований, направленных на изучение проблем стоматологической культуры. В формировании у детей культурологической медико-социальной картины в области профилактической стоматологии принимают участие различные агенты социализации, среди которых основными являются родители и педагоги (Т.В.Бородина, 1999). Однако немаловажное значение в социализации школьников имеют окружение детей, влияние врачей, в том числе стоматологов, и средства массовой информации. Младший школьный возраст, возможно, наиболее восприимчив к проведению стоматологических образовательных программ. Однако до настоящего времени не изучены отдаленные результаты образовательных стоматологических программ, проводимых для детей младшего школьного возраста, не разработаны образовательные программы пролонгированного обучения подростков в области профилактической стоматологии. Недостаточно изучена роль агентов социализации детей в формировании санологического стоматологического поведения школьников.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении научно обоснованных мероприятий по формированию у школьников различного возраста высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта.

Цель исследования заключается в обосновании закономерностей изменения стоматологического здоровья детей под влиянием целенаправленной санологической социализации.

Достижение поставленной цели реализуется решением следующих задач исследования:

  • Выявить тенденции в изменении стоматологического здоровья детского населения крупного промышленного города.
  • Провести компаративный анализ существующих стоматологических профилактических образовательных программ для школьников и определить наиболее перспективные направления их применения.
  • Определить уровень санологической культуры взрослого населения (родители школьников, педагоги начальных классов, студенты немедицинских вузов) крупного промышленного города по вопросам профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний в динамике десятилетнего наблюдения.
  • Выявить мотивацию врачей-стоматологов к проведению профилактических мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенических знаний населения.
  • Эксплицировать роль агентов социализации  (родители, педагоги, стоматологи, студенты) в формировании санологического стоматологического поведения школьников.
  • Оценить знания и навыки в области профилактической стоматологии у школьников в динамике десятилетнего наблюдения, в зависимости от участия детей в образовательных стоматологических программах.
  • Оценить стоматологическое здоровье детей школьного возраста, не участвовавших в проведении образовательных стоматологических программ, в динамике десятилетнего наблюдения с 7 до 16 лет.
  • Определить изменения стоматологического здоровья детей (с 7 до 16 лет), участвовавших в проведении трехлетней образовательной стоматологической программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь» для школьников младших классов.
  • Разработать и применить образовательную стоматологическую программу для школьников средних и старших классов.
  • Изучить изменения стоматологического здоровья подростков, участвовавших в проведении авторской образовательной стоматологической программы для школьников средних и старших классов.
  • Оценить социальную и медицинскую эффективность образовательных стоматологических программ для школьников на основе компаративного анализа их стоматологического здоровья.

Объект исследования – взаимодействие социальных субъектов в ходе реализации оздоровительных стоматологических программ для школьников.

Предмет исследования – процесс реализации образовательных профилактических программ в стоматологии и их социально-медицинская эффективность.

Гипотеза исследования. Здоровье населения в значительной степени зависит от владения навыками здорового образа жизни, которое позволяет предупредить развитие многих заболеваний. Важно обеспечить повышение уровня социальной мотивации человека, которая, в отличие от биологической, формируется в процессе общественного воспитания личности индивидуально. Именно мотивация определяет регуляторный процесс, который управляет действиями для достижения цели, смысл которой понятен человеку и осознаётся им. Поэтому большое значение в предупреждении основных стоматологических заболеваний (кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта) имеет формирование осознанных поведенческих реакций человека, активное самостоятельное выполнение профилактических процедур.

На состояние здоровья зубов детей влияют, прежде всего, профилактические установки и поведенческие стереотипы родителей. Но дети живут в обществе и общаются с разными людьми: учителями, врачами, старшими братьями и сестрами, своими сверстниками, каждый из них передает ребенку определённую информацию. Предполагается установить роль основных агентов социализации детей в формировании мотивации к заботе о здоровье полости рта. Стойкие навыки у детей можно сформировать, если вести с ними регулярную просветительскую работу в виде целевых образовательных программ. Предполагается выработать адекватную систему профилактической образовательной деятельности и сформулировать эффективные рекомендации по подготовке и внедрению образовательных программ для профилактики стоматологических заболеваний у детей. Предполагается, что осуществление пролонгированных стоматологических образовательных программ среди школьников (с первого по девятый классы) может значительно повысить уровень здоровья полости рта детей на основе формирования осознанного санологического поведения.

Научная новизна исследования. Впервые проведён компаративный анализ существующих образовательных программ в области профилактической стоматологии для школьников, выделен их инвариант и обоснованы закономерности изменения стоматологического статуса школьников в результате социализирующего влияния данных программ. На этой основе разработана авторская образовательная профилактическая программа для детей средней и старшей школы.

Диссертантом выявлен уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков основных агентов социализации детей и определена их роль в формировании санологического поведения и мотивации детей к предупреждению стоматологических заболеваний. Определены изменения санитарной культуры родителей школьников в динамике десятилетнего наблюдения и доказано, что дети в семье не получали и не получают необходимых знаний и навыков по профилактике заболеваний органов полости рта.

В динамике наблюдения исследована сравнительная характеристика уровня санитарно-гигиенических знаний педагогов, как носителей информации по вопросам профилактической стоматологии, и определена способность их сохранения и передачи школьникам.

Определена санитарная культура студентов (немедицинских вузов), как будущих родителей и агентов социализации детей, установлена недостаточность знаний, навыков и ответственности студентов за поддержание здоровья органов и тканей полости рта.

Установлена степень мотивации врачей-стоматологов различной специализации к проведению профилактических мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенических знаний детского и взрослого населения г. Волгограда.

Диссертантом изучен уровень санитарной культуры детей в динамике десятилетнего обучения в школе (1-10 классы) и установлено отсутствие позитивных изменений. Выявлено, что знания и навыки в области профилактической стоматологии, приобретенные младшими школьниками в результате проведения образовательной стоматологической программы в 1-3 классах, не сохраняются в полном объеме у подростков. Внедрена авторская образовательная программа профилактики стоматологических заболеваний для школьников средней и старшей школы. Установлено, что пролонгированное обучение школьников с 1 по 9 классы, значительно повышает уровень санитарной культуры и мотивацию подростков к предупреждению заболеваний полости рта.

В динамике десятилетнего наблюдения, диссертантом проведен компаративный анализ стоматологического здоровья детей, в зависимости от их участия в различных образовательных программах, и выявлена роль образовательных стоматологических программ в улучшении здоровья полости рта школьников младших и старших классов. Определены ближайший и отдалённый медицинский и социальный эффекты образовательных стоматологических программ для школьников. Установлено, что наиболее эффективна пролонгированная программа для школьников 1-9 классов, внедрение которой улучшило знания, навыки и состояние гигиены полости рта подростков, снизило уровень стоматофобии и сформировало мотивированное отношение к здоровью полости рта, привело к редукции распространенности воспалительных заболеваний пародонта и интенсивности кариеса постоянных зубов.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

  1. Отсутствие тенденций к улучшению стоматологического здоровья школьников крупного промышленного города Волгограда (величина показателя распространённости кариеса зубов у школьников 77,9% - 82% значительных изменений не претерпела; интенсивность кариеса молочных зубов у детей в течение исследуемого периода колеблется в пределах 0,76-0,88, по кп, постоянных зубов 2,09-2,23 по КПУ, что отражает высокую заболеваемость кариесом школьников) обосновывает необходимость разработки и внедрения целевых профилактических программ, направленных на повышение мотивации детей к сохранению и укреплению здоровья органов полости рта.
  2. Объединение и анализ опыта проведения различных программ профилактики стоматологических заболеваний, позволил определить наиболее эффективный алгоритм внедрения программ профилактики для детей школьного возраста, который предполагает ведущее значение образовательных программ в повышении стоматологического здоровья подрастающего поколения.
  3. Родители школьников, несмотря на произошедшие в течение десятилетнего периода наблюдения позитивные изменения санитарной культуры, не могут быть основным источником и носителем знаний в области профилактической стоматологии, так как не обладают их достаточным уровнем и не имеют должной мотивации к предупреждению основных заболеваний органов и тканей полости рта у детей (только 36,9% - 39,5% родителей лично следят за здоровьем своих детей; основной причиной посещения врача-стоматолога в 77,5% - 60,7% было и осталось лечение зубов; 26,9% - 21,3% родителей страдают стоматофобией). Молодежь - студенты немедицинских вузов – также имеют недостаточные знания и навыки в области профилактической стоматологии, что подтверждает их неготовность к роли родителей, заботящихся о здоровье органов и тканей полости рта своих детей (регулярно посещают стоматолога только 56% студентов, стоматофобия обнаружена у 80% молодых людей).
  4. Социализирующая роль школьных педагогов в формировании санологического стоматологического поведения детей повысилась, так как у них появилась мотивация не только привить детям навыки культуры поведения и заботы о здоровье полости рта, но и сохранить свое собственное стоматологическое здоровье.
  5. Уровень влияния врачей-стоматологов на взрослое и детское население в отношении формирования санологического поведения недостаточный. Врачи-стоматологи, обслуживающие взрослых, не имеют достаточных знаний в области современной профилактической стоматологии, не считают профилактику важным направлением своей работы, не могут компетентно мотивировать своих пациентов к предупреждению основных заболеваний полости рта. Детские стоматологи, обладая более высоким уровнем знаний и считая профилактику своей главной задачей, не проводят необходимой просветительской работы с родителями и педагогами, не участвуют в образовательных стоматологических программах для школьников.
  6. У детей, не участвующих в образовательных стоматологических программах, в период обучения в школе не происходит существенного повышения уровня санитарной культуры в области профилактической стоматологии. Старшеклассники, как и первоклассники, не имели необходимых знаний и навыков по предупреждению заболеваний полости рта, их мотивация к сохранению стоматологического здоровья была низкой, а наличие стоматофобии являлось фактором, препятствующим восприятию школьниками позитивной информации от детских стоматологов. Стоматологическое здоровье детей в период обучения в школе существенно ухудшается, в 16 лет 68,5% подростков имеют плохую гигиену полости рта,  85,5% - кариес зубов, 85,7% - воспалительные заболевания пародонта.
  7. Проведение образовательной стоматологической программы в младших классах улучшает знания и навыки детей в области профилактической стоматологии и состояние полости рта, однако эффективность программы снижается в отдаленные сроки. У подростков происходит потеря многих полезных навыков, особенно, в отношении применения дополнительной гигиены полости рта и употребления легкоусвояемых углеводов, в связи с чем распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта увеличиваются (77,3% и 85,1% у 16-летних школьников), хотя состояние здоровья полости рта детей остается лучше, чем у школьников, не проходивших соответствующего обучения в младших классах.
  8. Внедрение авторской образовательной программы среди школьников средних и старших классов способствует формированию высокого уровня знаний и навыков подростков в области профилактической стоматологии, приводит у 85,4% шестнадцатилетних подростков к достоверному улучшению гигиенического состояния полости рта, 27,4% редукции распространённости заболеваний пародонта, 30,8% редукции интенсивности кариеса постоянных зубов.
  9. Непрерывные образовательные стоматологические программы для школьников имеют высокий социально-медицинский эффект, который выражается в снижении уровня стоматофобии среди подростков, формировании санологического поведения детей, улучшении здоровья полости рта подрастающего поколения.

Методологическая база исследования. Исследование проводилось в категориальном поле социологии медицины. Междисциплинарный характер предмета исследования обусловил необходимость применения как социологических, так и клинических стоматологических методов исследований для получения целостного представления о проблеме изучения. Методология социологии медицины позволила применить системный подход к изучению проблемы и обеспечила возможность оценки социального смысла и медицинского эффекта применения образовательных стоматологических программ для школьников различного возраста.

В работе использованы методы исследования в стоматологии (обследование, расчет индексов и критериев здоровья полости рта и заболеваемости школьников, изучение показателей стоматологического здоровья детского населения города); методы социологии (контент-анализ, стратифицированный анализ, методы индивидуального интервьюирования и анкетирования); методы медицинской статистики и математической обработки данных, компаративный анализ.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в получении новых знаний о санитарно-гигиенической культуре в области профилактической стоматологии различных слоев населения, участвующих в социализации детей. Важное теоретическое значение имеют данные о динамике развития патологии полости рта у школьников, в зависимости от участия детей в образовательных программах.

Полученные результаты исследования профилактических программ для школьников могут применяться для планирования и дифференцированного подхода к стоматологическим профилактическим мероприятиям для детского и взрослого населения. Выявленное отсутствие в течение десятилетнего периода позитивных изменений в состоянии стоматологического здоровья школьников крупного промышленного города должно привлечь внимание специалистов к решению данной проблемы и стать обоснованием для разработки целевых профилактических программ, направленных на  предупреждение основных заболеваний полости рта у детей.

Выявление роли агентов социализации в формировании положительной мотивации к здоровью полости рта у детей позволяет обосновать необходимость разработки и внедрения непрерывных координированных санитарно-просветительских программ для студенческой молодежи, родителей детей различного возраста, педагогов и стоматологов с целью успешной реализации профилактического направления в стоматологии.

Установлено, что многие полезные привычки заботы о здоровье полости рта, появившиеся у школьников младших классов, участвовавших в образовательных стоматологических программах, утрачиваются у старшеклассников. Полученные данные обосновывают потребность в разработке и внедрении дополнительных образовательных стоматологических программ для подростков.

Доказан высокий социально-медицинский эффект проведения авторской пролонгированной образовательной стоматологической программы для школьников, которая формирует ответственное отношение детей к здоровью полости рта и обеспечивает снижение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у старшеклассников.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждены на областных научно-практических конференциях стоматологов (Волгоград, 2002-2006гг.); VIII Всероссийской конференции «Стоматология XXI века» (Москва, 2002г.); 60-й Юбилейной научной конференции «Медицина в начале нового века: достижения и перспективы» (Москва, 2002); I Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины – реформе здравоохранения» (Волгоград, 2004); IV Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека (Волгоград, 2005); VI Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2005); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи» (Москва, 2006); международных конгрессах ORCA (Европейская ассоциация по изучению кариеса): Финляндия, 2002; Германия 2003, 2004; Великобритания, 2006.

По теме диссертации опубликовано 42 научные работы, из них 7 – в изданиях, рецензируемых ВАК министерства образования и науки РФ.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы (268 отечественных и 178 зарубежных источников). Работа представлена на 345 страницах машинописного текста, включает 39 таблиц и 58 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность темы исследования, сформулирована цель и научная новизна работы, показана теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Обзор литературы» анализируется состояние исследуемой проблемы. Первый параграф «Эпидемиология кариеса зубов и заболеваний пародонта» отражает высокую распространённость заболеваний органов и тканей полости рта в различных странах мира. Анализ результатов эпидемиологических исследований показал, что следует ожидать дальнейшего ухудшения стоматологической заболеваемости среди детей нашей страны, если не будут изменены условия, влияющие на развитие заболеваний полости рта.

Высокий уровень распространенности и тяжести стоматологической патологии может поддерживаться различными факторами, которые рассматриваются во втором параграфе «Риск возникновения и профилактика основных стоматологических заболеваний». Основным этиологическим фактором в возникновении кариеса и заболеваний пародонта является микрофлора полости рта. Большую роль играют также нарушения питания, недостаточное поступление  фторида, заболевания организма, неблагоприятная наследственность, низкий социально-экономический уровень семьи, стоматофобия (В.К. Леонтьев, 2003; J. Annika и соавт., 2006;  Minquan Du и соавт., 2007). Устранение факторов риска является основой профилактической стоматологии.

В третьем параграфе первой главы «Отношение населения и специалистов к профилактике стоматологических заболеваний» анализируется уровень мотивации населения и специалистов к профилактическим мероприятиям в области стоматологии. Показана роль возраста, образования, психологических особенностей личности, квалификации и личности врача (Л.М. Лукиных, 1998; П.А. Леус, 1998). Пациенты понимают необходимость и полезность профилактики стоматологических заболеваний, критически оценивают уровень собственных санитарно-гигиенических знаний и навыков, однако остаются пассивными в их совершенствовании. По данным А.М. Хамадеевой, 2000, педиатры, родители, воспитатели детских дошкольных учреждений и стоматологи имеют неадекватные знания и не могут проводить эффективное предупреждение основных стоматологических заболеваний у детей.

Вторая глава посвящена «Материалу и методам исследования». В первом параграфе «Материал исследования» описаны объект и предмет исследования, дана общая характеристика и дизайн работы. Для решения поставленных задач было проведено многоуровневое исследование, включавшее 5 направлений. Первое направление предполагало анализ динамики стоматологической заболеваемости и стоматологического обслуживания детского населения г. Волгограда в течение 1995-2005гг. (по данным 90 годовых отчётов государственных стоматологических поликлиник). Второе направление было посвящено изучению результатов применения в разных странах мира различных профилактических стоматологических программ для определения наиболее важных для здоровья детей. Третье направление включало социологический анализ санитарной культуры в области профилактической стоматологии различных групп населения (школьники, их родители, педагоги, студенты). Проводили интервьюирование и анкетирование школьников различного возраста, их родителей и педагогов в динамике наблюдения с 1995 по 2005 годы, а также анкетирование студентов. Всего было проанализировано 9022 анкет, из них 2200 анкет школьников младших классов, 3902 анкеты школьников средних и старших классов, 1500 анкет родителей школьников, 478 анкет педагогов школ, 942 анкеты студентов вузов. Четвертое направление предполагало исследование уровня знаний и отношения врачей-стоматологов к профилактическим образовательным программам для определения мотивации специалистов к выполнению профилактических мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенических знаний населения. С этой целью было проведено анкетирование 162 врачей-стоматологов, из них 108 – детские стоматологи (в т.ч. 88 –  работающие в школах), 54 – стоматологи различного профиля, обслуживающие взрослое население. Пятое направление было посвящено разработке, внедрению и анализу результатов проведения образовательных профилактических стоматологических школьных программ и включало три этапа (рис. 1). На первом этапе для школьников 1-3 классов провели образовательную программу «Ослепительная улыбка на всю жизнь» и изучили ее ближайшие (у третьеклассников) и отдаленные результаты (у старшеклассников 7-10 классов) по данным интервьюирования и стоматологического обследования двух групп детей. Первая группа (935 чел.) с первого по третий классы обучалась по программе, вторая группа (786 чел.) не обучалась по данной программе.

На втором этапе из числа учеников, участвовавших в образовательной программе «Ослепительная улыбка на всю жизнь», была сформирована третья группа (230 человек), которая в течение пяти лет (с пятого по девятый классы) продолжала обучение в рамках стоматологической образовательной программы для подростков, разработанной автором. Эффективность пролонгированной образовательной программы была изучена по данным анкетирования и клинического стоматологического обследования школьников (в возрасте 13 и 16 лет).

alt

Рис. 1. Схема этапов исследования пятого направления: разработка, внедрение и анализ результатов проведения образовательных профилактических стоматологических программ в школах г. Волгограда.

Третий этап был посвящен компаративному анализу результатов применения рассматриваемых школьных образовательных стоматологических программ и определению их медико-социальной эффективности. Критериями эффективности образовательных программ служили показатели заболеваемости кариесом, состояния пародонта и гигиены полости рта и характеристики санитарно-гигиенических знаний и навыков школьников. Были проанализированы данные 3051 анкеты и результаты 3618 стоматологических осмотров детей.

Гигиеническое состояние полости рта изучали с помощью индексов гигиены Green-Vermillion (OHI-S). Для выявления воспаления в тканях пародонта проводили пробу Шиллера-Писарева. Для оценки поражения зубов определяли показатели распространенности кариеса постоянных зубов, интенсивности (КПУ), редукцию интенсивности кариеса постоянных зубов.

Все протоколы исследований были одобрены региональным этическим комитетом. Участие в исследовании школьников, их родителей, педагогов, студентов и стоматологов было добровольным.

Во 2-6 параграфах второй главы описаны «Методы социологических исследований», «Методика внедрения и оценка эффективности образовательной стоматологической программы для учеников 1-3 классов», «Разработка, внедрение и оценка эффективности дополнительной образовательной стоматологической программы для подростков», «Методы клинических исследований» и «Методы статистической обработки данных», в которых дана подробная характеристика примененных методов исследования.

В главах 3-7 представлены РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Представленные в третьей главе «Анализ основных показателей стоматологического здоровья и стоматологического обслуживания школьников г. Волгограда (1996-2005 гг.)» результаты исследований выявили наличие негативных тенденций в оказании стоматологической помощи школьникам г. Волгограда. В течение десяти лет снизился охват детей профилактическими осмотрами  с 79,8% до 69,8%. У многих детей, имевших заболевания зубов, не проводилась санация полости рта, процент оздоровления детей (санаций) уменьшился с 82,0% в 1996г. до 73,6% в 2005г. (рис. 2). В среднем, 34,5% школьников ежегодно оставались без стоматологической помощи. За прошедшее десятилетие с 18,0% до 26,4% увеличилось количество детей, отказывавшихся от лечения в школьных стоматологических кабинетах.

alt

 Рис. 2. Охват школьников г. Волгограда стоматологической помощью.

Не было выявлено позитивной динамики основных показателей стоматологического здоровья школьников. Не изменилась распространенность кариеса, показатели которой в течение десятилетнего периода имели небольшие колебания и составляли у школьников 1-11 классов, в среднем, в 1996г. – 82,0%, в 2005г. –  79,3%. Оставалась стабильной интенсивность кариеса зубов: 2,23 в 1996г. и 2,22 в 2005г. по КПУ, 3,11  и 3,09 по показателю кп+КПУ соответственно. А количество удалений постоянных зубов у школьников даже увеличилось: 4,6 в 1996г. и 5,1 в 2005г. в расчете на 1000 обследованных.

Полученные данные обосновывают необходимость и актуальность проведения коммунальных профилактических программ, в первую очередь, для организованного детского населения.

В четвертой главе проведена «Сравнительная характеристика профилактических стоматологических программ». Анализ результатов профилактических программ показал, что одним из важных этапов в формировании положительной мотивации к сохранению здоровья является школьный возраст. В 1969г. R.J. Elderton, применив контролируемую чистку зубов, через три года сообщил о редукции на 56% воспаления десны у школьников 12-13 лет, однако пролонгированный эффект программы отсутствовал. В 1974-1977 гг. Axelsson и Lindhe провели программу профилактики среди школьников 7-14 лет и их родителей (уроки гигиены, профессиональная чистка зубов и аппликация фтором). Через два года у детей снизился уровень образования зубного налёта на 62% и воспаление десны на 45%. Аналогичные программы проводились другими авторами с такими же результатами. Все эти программы требуют привлечения большого количества материальных средств и медицинского персонала.

В нашей стране была разработана «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах» (Г.Н. Пахомов и соавт., 1983), однако внедрение программы было ограничено. Новые модели профилактики предлагает школьная профилактическая программа «Цепростом» - «Voco» (О.Г. Аврамова, С.С. Муравьева, 2004), однако ее отдаленные результаты не изучены.

В Великобритании (L. Show, 1994г.) дантистам предлагалось составлять индивидуальную программу профилактики для каждого ребенка, однако такой подход требует больших финансовых вложений. Более экономичны образовательные программы. В нашей стране с 1996г. педагогами проводилась программа «Ослепительная улыбка на всю жизнь», созданная компанией «Колгейт-Палмолив», которая была эффективной в повышении санитарно-гигиенических знаний и снижении стоматологической заболеваемости у школьников младших классов (Н.А. Лунева, 2002). Похожие результаты показала Школьная программа профилактики стоматологических заболеваний, проводимая Стоматологической Ассоциацией России совместно с компанией «Проктер энд Гэмбл» (А.И. Кондратов, 2000; О.Г. Аврамова, 2005).

Анализ опыта внедрения программ профилактики заболеваний полости рта позволил прийти к заключению о ведущей роли образовательного направления, так как без личных усилий каждого человека невозможно сохранение стоматологического здоровья на протяжении всей жизни.

Пятая глава «Роль агентов социализации в формировании санологического стоматологического поведения детей школьного возраста» включает 4 параграфа. Первый параграф «Изменение уровня санитарной культуры родителей школьников по вопросам профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний (1996-2005 гг.)» посвящен результатам анкетирования родителей. Установлено, что в течение 10 лет уровень личной ответственности родителей за здоровье детей оставался недостаточным (36,9%-39,5%), тогда как забота о собственном здоровье повысилась. Увеличилась регулярность (70,8% в 1996г. и 99,4% в 2005г.) и частота двукратной чистки зубы (54,4% и 88,7%); своевременность замены зубной щетки (35,1% и 58,1%); посещаемость стоматолога с целью профилактического осмотра (22,3% и 35,6%). Улучшились знания родителей о возможностях профилактики стоматологических заболеваний и внимание к воспитанию у детей навыков ухода за полостью рта. Количество родителей, осознававших неблагоприятное влияние кариозных зубов на общее здоровье ребенка, увеличилось с 35,6% до 49,5%. Произошедшие изменения связаны, по-видимому, с повышением уровня образования и возраста респондентов, влиянием школьных образовательных стоматологических программ, санитарно-просветительской деятельностью стоматологов.

Однако по многим важным позициям знания и навыки родителей школьников в течение 10 лет не изменились или ухудшились. Увеличилось количество родителей, чистящих зубы в неподходящее время, до завтрака (31,1% в 1996г. и 57,9% в 2005г.) и не применяющих дополнительные предметы и средства гигиены полости рта (23,7% и 27,1%). В каждой четвертой (24,4% и 24,9%) семье не обсуждались вопросы профилактики стоматологических заболеваний, большинство (63,1% и 60,05%) родителей перекладывали ответственность за здоровье детей на стоматологов, педиатров, других родственников, многие (20,9% и 17,0%) не верили в профилактику и не знали, как предупредить основные стоматологические заболевания у детей.

Почти до 100% увеличилось количество родителей, имеющих патологию органов и тканей полости рта, однако большинство обращались к врачу только для лечения зубов (77,5% в 1996г. и 60,7% в 2005г.), часто – по поводу острой боли (19,2% и 15,6%) и для удаления зубов (9,3% и 10,7%). Многие посещали стоматолога один раз в 2-5 лет (26,9% и 30,8%), и стремились отложить визит (84,7% и 91,1%). Родители стали больше доверять телевизионной рекламе (8,3% и 20,3%). В большинстве семьей не формировались у детей положительные установки на частоту и причину обращения к врачу, продолжалось воспитание отрицательного отношения к стоматологу и формирование стоматофобии. Чаще всего родители приводили детей к врачу для лечения и удаления зубов (86,1% и 78,0%), редко – с профилактической целью (13,9% и 12,1%).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что родители, будучи основными агентами социализации детей, не могут быть основным источником и носителем знаний в области профилактической стоматологии.

Второй параграф пятой главы «Изменение знаний и навыков педагогов по вопросам профилактической стоматологии (1996-2005 гг.)» посвящен изучению санитарной культуры у основных агентов социализации детей младшего школьного возраста. Анализ данных анкетирования выявил улучшение гигиенических привычек и характера питания педагогов. Увеличилась регулярность ухода за полостью рта (97,9% в 1996г. и 98,6% в 2005г.), частота двух/трехкратной чистки зубов (79,1% и 84,6%), чистки зубов после завтрака (27,2% и 39,2%), своевременной замены зубной щетки (70,1% и 90,2%), использования дополнительных средств гигиены полости рта (89,6% и 94,3%). Снизилось избыточное потребление сладкого (19,4% и 13,3%).

В то же время уменьшилось количество респондентов, которые при выборе зубной пасты руководствовались рекомендациями стоматолога (82,1% в 1996г. и 72,7% в 2005г.) и сведениями на упаковке (43,9 % и 5,4%), но увеличилось число лиц, следовавших рекламе (13,3% и 23,1% соответственно).

У педагогов, по данным самооценки, была выявлена тенденция к улучшению стоматологического статуса, среди них повысилась частота посещений стоматолога с целью профилактики (43,0% в 1996г. и 52,2% в 2005г.) и регулярность обращений два (37,3% и 43,4%) или один раз в год (28,1% и 37,8%). Увеличилось количество педагогов, уверенных в возможности профилактики стоматологических заболеваний (89,3% и 98,6%), доверяющих профилактическим процедурам стоматолога (15,5% и 24,7%) и хорошо знающих, что такое силант (57,6% и 88,1%).

Увеличилось количество учителей, которые лично заботились о состоянии здоровья своих детей (78,5% в 1996г. и 83,2% в 2005г.), учили их чистить зубы (73,7% и 86,0%) и приводили к стоматологу с целью профилактики (19,1% и 54,5%). Повысилось осознание педагогами своей ответственности за здоровье школьников (55,8% и 96,5%) и признание неблагоприятного влияния стоматологических заболеваний на здоровье детей (83,2% и 92,1%).

Однако среди педагогов сохранился высокий уровень стоматофобии, что являлось основной причиной откладывания визита к стоматологу (54,3% в 1996г. и 58,7% в 2005г.). Некоторые учителя чистили зубы только один раз в день (20,9% и 15,4%) и до завтрака (31,3 и 18,2), большинство использовали только одно дополнительное средство гигиены полости рта. Многие приводили к врачу своих детей только в случае возникновения острой боли (42,1% и 25,9%). Полученные данные подтверждают необходимость регулярного проведения обучающих семинаров для педагогов.

Третий параграф пятой главы «Санитарная культура студентов вузов в области профилактической стоматологии» отражает результаты анкетирования студентов немедицинских высших учебных заведений г. Волгограда в возрасте 18-25 лет. Установили, что большинство молодых людей небрежно относились к своему здоровью. Регулярно посещали стоматолога 56,2% студентов, редко, один раз в 2-3 года – 18,2%. Остальные (25,6%) совсем не посещали стоматолога или затруднились ответить на этот вопрос. Большинство (75,1%) студентов обращались к стоматологу только при необходимости лечения или удаления зубов, редко с целью профилактики (20,1%). Одной из причин данной ситуации является стоматофобия, признаки которой были выявлены у 80,9% студентов.

Только 73,8% молодых людей регулярно ухаживали за полостью рта и чистили зубы два раза в день. Большинство (76,6%) студентов использовали дополнительные средства для ухода за зубами и дёснами, однако чаще всего применяли  жевательные резинки (44,7%), редко – флоссы (17,8%) или зубочистки (14,0%).

При выборе зубной пасты студенты, преимущественно, следовали рекламе (35,0%) или советам окружающих (25,6%), реже – рекомендации стоматолога (24,4%). Большинство (54,6%) студентов часто перекусывали между приемами пищи, употребляя сахаросодержащие продукты и напитки. Об избыточном употреблении сладкого сообщили 38,9% молодых людей.

Полученные результаты позволили прийти к заключению о том, что студенты немедицинских вузов не обладают достаточными знаниями и навыками в области профилактической стоматологии и не готовы к роли родителей, заботящихся о здоровье органов и тканей полости рта своих детей.

Сравнение результатов анкетирования родителей школьников, студентов и школьных педагогов подтверждает ранее установленный нами факт более высокой санитарной культуры и мотивации педагогов к воспитанию санологического поведения детей в области профилактики стоматологических заболеваний.

Четвёртый параграф пятой главы «Мотивация врачей-стоматологов к реализации программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения» отражает отношение стоматологов к проведению мероприятий по воспитанию санологического поведения пациентов. Выявлена высокая ответственность детских стоматологов за здоровье подрастающего поколения, главным в своей работе они назвали профилактическое направление (63,9%) и диспансеризацию (26,9%). Стоматологи взрослого приема значительно реже называли главным профилактическое направление (18,5%) и диспансеризацию (1,9%), основной задачей считали лечение заболеваний (79,6%).

Почти все (94,3%) детские стоматологи знали об образовательных стоматологических школьных программах, но только 28% принимали участие в их проведении. Всего 8,3% респондентов считали, что они должны проводить эти программы, 5,6% назвали это обязанностью педагогов, 48,1% были согласны проводить обучение детей вместе с педагогами, а 32,4% считали, что такие программы должны проводить крупные компании-производители средств гигиены.

Детские стоматологи осознавали важность профилактического направления, но не осуществляли его должным образом с основными агентами социализации школьников: родителями и педагогами. Только 56,8% школьных стоматологов проводили беседы с каждым учителем, 19,3% – с директором школы, 6,8% – выступали на педагогическом совете, 9,1% – подавали докладную о состоянии полости рта детей и результатах своей работы, 7,9% – никогда не обсуждали эти проблемы с педагогами.

С родителями стоматологи встречались тогда, когда они сами приходили в школу (28,4%). Большинство врачей общались с родителями через записки (39,8%), записи в дневниках школьников (14,8%), по телефону (5,7%), всего 11,4% посещали родительские собрания.

Большинство (64,8%) стоматологов, обслуживавших взрослое население, не имели достаточных знаний в области современной профилактической стоматологии, среди детских стоматологов недостаточность знаний выявлена только у 29,6% респондентов. Почти все (96,3%) стоматологи взрослого приема не проводили беседы с пациентами с целью повышения их мотивации к заботе о здоровье полости рта, 66,7% не занимались подбором средств гигиены, обучением уходу за полостью рта, контролем качества чистки зубов, 55,6% не рекомендовали дополнительные средства гигиены полости рта.

Между тем, 100% детских стоматологов сообщили о проведении бесед с пациентами для повышения мотивации к здоровью полости рта, назначении индивидуального комплекса и обучении гигиене полости рта, контроле качества чистки зубов.

Шестая глава отражает «Санологическое поведение школьников, в зависимости от участия в образовательных стоматологических программах». Первый параграф – «Оценка санитарной культуры в области профилактической стоматологии школьников, не участвовавших в проведении образовательных стоматологических программ» определяет базисные показатели исследуемой проблемы у школьников 1 группы. Большинство школьников этой группы с 1 по 10 класс не имели достаточных знаний и не осуществляли должный гигиенический уход за зубами: 17,1% подростков редко или вообще не чистили зубы; 38,2% чистили зубы один раз в день; 20,5% не пользовались зубной пастой, 67,8% – зубными эликсирами/ополаскивателями; 41,5% не применяли интердентальную очистку; 60,6% неправильно хранили зубную щетку; 40,7% использовали жевательную резинку «когда захочется» (таб. 1).

Первоклассники были плохо знакомы с продуктами питания, полезными для зубов, зачастую не знали о вреде сладкого и употребляли избыточное его количество. Старшеклассники хорошо понимали вред для здоровья зубов своих привычек питания, однако 99,2% часто употребляли продукты и напитки, содержащие легкоусвояемые углеводы.

Одной из причин низкой мотивации к здоровью была стоматофобия, распространенность которой увеличивалась с 67,0% у первоклассников до 89,2% у старшеклассников. 85,6% школьников посещали врача по необходимости, для лечения и удаления зубов, а 89,3% отказывались от посещения стоматолога из-за неприятных воспоминаний о прошлом лечении.

Во втором параграфе шестой главы изучены «Санитарно-гигиенические знания и мотивация к здоровью полости рта у старшеклассников, участвовавших в образовательной стоматологической программе в период обучения в младших классах». Внедрение программы в младшем школьном возрасте позволило получить позитивные результаты, однако частота регулярного ухода за полостью рта подростков первой группы, стала ниже, чем была в третьем классе (93,4% и 99,9%), количество старшеклассников, которые чистили зубы иногда, увеличилось (6,5% и 0,1%), один раз в день –  снизилось (34,7% и 44,2%), рис. 3.

Таблица 1. Уход за полостью рта старшеклассников.

alt 

* Достоверность различий, р <0,05-0,001, между группами 1-2, **2-3, ***1- 3.

alt 

 Рис. 3. Частота чистки зубов у школьников первой группы.

 alt

Рис. 4. Применение дополнительной гигиены полости рта у школьников первой группы.

Только половина подростков (51,1%) чистили зубы правильно, после завтрака и перед сном. Дополнительные методы гигиены старшеклассники стали применять реже, чем в третьем классе (рис. 4). На вопросы о культуре питания старшеклассники, как и третьеклассники,  отвечали правильно, однако на практике знания не применяли, частота избыточного употребления сахара у них увеличилась в 6,2 раза, по сравнению с третьеклассниками. Между основными приёмами пищи, почти все (97,6%) подростки употребляли углеводсодержащие продукты и напитки.

Отношение старшеклассников к врачам-стоматологам практически не изменилось, однако в 1,4 раза увеличилось количество детей, испытывавших страх перед посещением стоматолога, по сравнению с третьеклассниками: 36,6% и 25,7%. Тем не менее, подростки достоверно чаще посещали врача-стоматолога для профилактических процедур, чем для лечения зубов: 65,7% и 59,9% соответственно.

Таким образом, старшеклассники, обучавшиеся в младших классах по образовательной стоматологической программе, не сохранили полностью привитые им знания и навыки в области профилактической стоматологии. Компаративный анализ санитарно-гигиенических знаний и навыков у старшеклассников, которые участвовали (1 группа) и не участвовали (2 группа) в младших классах в проведении образовательной стоматологической программы, отраженный в третьем параграфе шестой главы «Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов». Было выявлено, что у подростков первой группы достоверно лучше, чем во второй группе, были сформированы навыки ухода за полостью рта (таб.1): они регулярнее и чаще чистили зубы с помощью зубной щетки и пасты, чаще и правильно применяли двукратную чистку зубов (после завтрака и перед сном).

Однако привычки правильного питания и регулярного применения дополнительных методов ухода за полостью рта у подростков первой группы были примерно на таком же уровне, как и у школьников второй группы. В то же время у школьников первой группы достоверно чаще, чем во второй группе, было выявлено позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха перед лечением зубов, профилактическая направленность визитов к врачу (таб. 2). Полученные данные обосновывают необходимость разработки и внедрения образовательных программ, предназначенных для школьников средних и старших классов.

Таблица 2. Отношение и причины обращений старшеклассников к стоматологу.

alt

* Достоверность различий, р <0,05-0,001, между группами 1-2, **2-3, ***1- 3.

Автором была разработана образовательная программа, результатам внедрения которой у подростков (третья группа) посвящен четвертый параграф шестой главы «Влияние дополнительной образовательной программы для школьников средних и старших классов на санитарно-гигиенические знания и навыки в области профилактической стоматологии». Пролонгированное обучение способствовало улучшению гигиены полости рта старшеклассников третьей группы (таб.1): они чаще, чем в первой группе, чистили зубы ежедневно (94,3% и 93,5%) и дважды в день (86,1% и 58,8%); правильно выбирали время для чистки зубов (86,1% и 51,1%); пользовались зубной щеткой и зубной пастой (98,3% и 93,0%); лучше знали о дополнительных методах гигиены (89,1% и 81,0%) и чаще применяли их на практике (80,9% и 59,8%). Однако в отношении питания не было выявлено достоверных различий между группами. У старшеклассников третьей группы снизился уровень стоматофобии (таб.2): они чаще, чем в первой группе, не боялись посещать врача (75,7% и 63,4%), обращались с профилактической целью (81,3% и 65,7%), позитивно относились к стоматологу (78,7% и 67,6%).

Почти все (92%-95%) старшеклассники признавали влияние стоматологических проблем на свою личную и общественную жизнь, 64,6%-67,8% называли неприятный запах изо рта причиной неуверенности в себе и помехой общения людей. Многие подростки признавали некрасивость своих зубов (34,8%-42,2%) и отмечали, что стесняются из-за этого улыбаться (23,0-25,7%). Однако мотивация подростков к изменению существующего положения и повышению уровня здоровья полости рта была различной (рис.5), наиболее низкой – во второй группе (25,8%), наиболее высокой – в третьей группе (97,2%). Практически все подростки (98,9%-99,6%) считали, что новые знания по профилактической стоматологии должны давать врачи-стоматологи. Ни учителя, ни родители, не были признаны старшеклассниками компетентными и авторитетными  в данном вопросе.

alt

Рис. 5. Признание старшеклассниками недостаточности своих знаний в области профилактической стоматологии и желание их расширить.

Для того, чтобы доказать влияние образовательных стоматологических программ не только на санологическое поведение, но и на стоматологическое здоровье детей, мы провели изучение состояния полости рта старшеклассников, результаты которого изложены в седьмой главе «Основные показатели здоровья полости рта школьников, в зависимости от участия в образовательных стоматологических программах». Первый параграф отражает «Состояние гигиены полости рта, распространенность воспалительных заболеваний пародонта и кариес зубов у школьников, не участвовавших в проведении образовательных стоматологических программ». Было установлено, что в течение десятилетнего периода обучения в школе гигиеническое состояние полости рта оставалась на низком уровне у 68,5% у детей. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта была высокой уже у школьников младших классов, а у подростков увеличилась в 1,5 раза и достигла 85,5%. Распространенность кариеса постоянных зубов повысилась в 4,3 раза (20,2% у 7-летних и 87,5% у 16-летних), интенсивность, по КПУ, –  в 17,3 раза (0,26±0,08 и 4,51±0,09 соответственно).

Во втором параграфе седьмой главы рассмотрены «Основные показатели здоровья полости рта у школьников, участвовавших в младших классах в проведении образовательной стоматологической программы». Проведение программы привело к существенному улучшению у большинства третьеклассников состояния полости рта, однако не сформировало у детей стойких профилактических навыков, что способствовало снижению резервов стоматологического здоровья у подростков. На фоне уменьшения, по сравнению с третьеклассниками, количества старшеклассников с хорошим состоянием гигиены полости рта снизилось количество подростков со здоровым пародонтом (22,3%) и интактными зубами (13,9%). У большинства старшеклассников показатели здоровья были неблагоприятные: среди шестнадцатилетних 57,7% имели плохое гигиеническое состояние полости рта, 77,3% – воспалительные заболевания пародонта, 86,1% – кариес зубов.

Компаративному анализу основных показателей здоровья полости рта у подростков 1 и 2 групп посвящен третий параграф седьмой главы «Оценка эффективности образовательной стоматологической программы для школьников младших классов в отдаленные сроки». Было установлено, что уровень гигиены полости рта в первой группе был достоверно лучше, чем во второй: значение индекса гигиены OHI-S было ниже у тринадцатилених подростков в 1,6 раза, шестнадцатилетних – в 1,5 раза. Хорошая или удовлетворительная гигиена полости рта чаще выявлялась в первой группе, чем во второй: 42,3% и 31,5% (таб. 3). Положительная проба Шиллера-Писарева у подростков первой группы выявлялась достоверно реже, чем у школьников второй группы: среди тринадцатилетних – 71,9% и 82,4%, шестнадцатилетних – 77,3% и 85,5%. Распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов у подростков первой группы также была ниже, чем во второй группе, однако различия не были достоверными (таб. 4). Проведение дополнительной образовательной стоматологической программы для подростков позволило существенно улучшить состояние полости рта школьников.

 

Таблица 3. Характеристика гигиены полости рта у подростков.

alt 

* Достоверность различий, р <0,05-0,001, между группами 1-2, **2-3, ***1- 3.

 

Таблица 4. Результаты пробы Шиллера-Писарева у подростков.

alt 

* Достоверность различий, р <0,05-0,001, между группами 1-2, **2-3, ***1- 3.

В четвертом параграфе седьмой главы содержится «Оценка эффективности дополнительной образовательной стоматологической программы для школьников средних и старших классов по показателям здоровья полости рта подростков». У старшеклассников  третьей группы значение индекса гигиены OHI-S было достоверно ниже, чем в первой группе, в тринадцать лет – в 2 раза, шестнадцать – в 3 раза. Большинство подростков третьей группы имели хорошее и удовлетворительное состояние гигиены полости рта, в тринадцать лет в 2,4 раза, в шестнадцать – в 2 раза чаще, чем в первой группе (таб. 3).

Улучшение гигиены полости рта способствовало достоверному уменьшению распространенности воспалительных заболеваний пародонта у подростков третьей, по сравнению с первой группой: в тринадцать лет – на 11,7%, в шестнадцать – на 15,2%. Количество старшеклассников со здоровым пародонтом было в 1,7 раза больше, чем в первой группе, и в 2,6 раза больше, во второй группе. Редукция воспалительных заболеваний пародонта у шестнадцатилетних школьников третьей группы составила 19,7%, по сравнению с первой группой, и 27,4%, по сравнению со второй группой (таб.4).

Распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов у подростков третьей группы также была ниже, чем в первой группе (таб. 5). Редукция интенсивности кариеса постоянных зубов у 16-летних подростков составила 26,6%, по сравнению с первой группой, и 30,8%, по сравнению со второй группой.

Таблица 5. Пораженность кариесом постоянных зубов у подростков.

alt 

* Достоверность различий, р <0,05-0,001, между группами 1-2, **2-3, ***1- 3.

Таким образом, результаты исследования подтвердили высокую медицинскую эффективность пролонгированной образовательной стоматологической программы.

В заключении подводятся итоги исследований, формулируются выводы и практические рекомендации.

ВЫВОДЫ

  1. Выявлены высокая распространенность основной стоматологической патологии у школьников 1-11 классов г. Волгограда и негативные тенденции стоматологического обслуживания детей: с 1996 по 2005 гг. снизились охват профилактическими осмотрами (79,8% и 69,8%) и процент санированных (82,0% и 73,6%), увеличилось количество отказавшихся от лечения (18,0% и 26,4% соответственно). Ежегодно 34,5% школьников, в среднем, оставались без стоматологической помощи.
  2. Среди программ профилактики основных заболеваний полости рта образовательные программы становятся основными для повышения мотивации детского и взрослого населения к сохранению и укреплению стоматологического здоровья на протяжении всей жизни. Наиболее удобным для проведения образовательных стоматологических программ является школьный возраст.
  3. Установлен, несмотря на позитивные изменения в течение десятилетнего периода наблюдений, низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии у родителей школьников. В семье родители не могут передать детям модель здоровье сберегающего поведения.
  4. Динамическое исследование выявило улучшение знаний и навыков педагогов в области профилактической стоматологии в результате воздействия проводимых в начальной школе образовательных стоматологических программ. Повысился уровень ответственности учителей за стоматологическое здоровье своих детей и учеников.
  5. Студенты высших учебных заведений, как потенциальные родители и будущие агенты социализации детей в семье, имеют недостаточные санитарные знания в области предупредительной стоматологии и поведенческие характеристики стиля жизни, ухудшающие здоровье органов и тканей полости рта.
  6. Выявлен недостаточный уровень знаний в области профилактической стоматологии у стоматологов, обслуживающих взрослое население. Установлен их низкий уровень ответственности за повышение мотивации взрослого населения к предупреждению заболеваний органов и тканей полости рта.
  7. Детские стоматологи обладают достаточными знаниями в области профилактической стоматологии и считают основным направлением своей работы предупреждение заболеваний органов и тканей полости рта у детей, но не признают своё ведущее значение в данной области, так как практически не принимают участия во внедрении, реализации и контроле выполнения школьных образовательных стоматологических программ. Индивидуальная профилактическая работа детских стоматологов нивелируется снижением охвата школьников стоматологическим обслуживанием.
  8. Среди изученных агентов социализации наибольшую роль в формировании санологического стоматологического поведения детей и взрослых играют педагоги начальных классов и детские стоматологи, так как они имеют хороший уровень знаний и социально-психологическую мотивацию для реализации этого направления.
  9. У школьников, не обучавшихся по образовательным стоматологическим программам, выявлен низкий уровень санитарной культуры в области профилактической стоматологии, который сохранялся на протяжении всех лет обучения в школе. Среди старшеклассников 17,1% редко или вообще не чистили зубы, 20,5% не пользовались зубной пастой, 38,2% чистили зубы один раз в день, 41,5% не применяли интердентальную очистку зубов, 67,8% не пользовались зубными эликсирами/ополаскивателями, 40,7% использовали жевательную резинку «когда захочется», а не после еды. Почти все (99,2%) старшеклассники часто употребляли продукты и напитки, содержащие легкоусвояемые углеводы. Уровень стоматофобии возрастал с 67,0% у первоклассников до  89,2% у старшеклассников, 85,6% подростков посещали стоматолога по необходимости, для лечения и удаления зубов.

10.  Показатели здоровья полости рта у школьников, не участвовавших в  образовательных стоматологических программах, находились на низком уровне в течение всего периода наблюдения: большинство школьников (68,5%-78,8%) имели плохую гигиену полости рта; распространенность воспалительных заболеваний пародонта увеличивалась в 1,5 раза (с 52-56% у школьников младших классов до 85,5% у 16-летних подростков); распространенность кариеса постоянных зубов – в 4,3 раза (20,2% и 87,5%), интенсивность – в 17,3 раза (0,26±0,08 и 4,51±0,09 по КПУ соответственно).

11.  Проведение образовательной стоматологической программы для учеников 1-3 классов достоверно улучшало и знания, и навыки детей в области гигиены полости рта к концу периода специализированного обучения. Однако с течением времени, у старшеклассников утрачивались многие полезные навыки, достигнутый уровень санитарной культуры снижался в средних и старших классах. У подростков определялась высокая распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта, хотя состояние здоровья полости рта детей было лучше, чем у школьников, не проходивших соответствующего обучения в младших классах.

12.  Внедрение, дополнительно к первоначальному обучению, авторской образовательной стоматологической программы для подростков в 5-9 классах существенно и достоверно повысило уровень социальной мотивации к сохранению стоматологического здоровья, ответственность старшеклассников за поддержание хорошей гигиены полости рта, снизило в 3,7 раза распространенность стоматофобии, увеличило в 2,3 раза частоту профилактических обращений к врачу-стоматологу.

13.  Установлена высокая медицинская эффективность авторской дополнительной стоматологической образовательной программы для подростков в профилактике основных заболеваний органов и тканей полости рта. Среди старшеклассников, обучавшихся по данной программе, по сравнению с теми, кто участвовал в образовательных программах только в младших классах или не участвовал вовсе, соответственно, увеличилось количество 16-летних подростков: с хорошим и удовлетворительным гигиеническим состоянием полости рта – в 2,4 и 2,7 раза; со здоровым пародонтом – в 1,7 и 2,6 раза; со здоровыми зубами – на 9,4% и 10,8%. Редукция воспалительных заболеваний пародонта составила 19,7% и 27,4%, редукция интенсивности кариеса постоянных зубов – 26,6% и 30,8% соответственно.

14.  Состояние полости рта оказывает существенное влияние на социализацию подростков: 92%-95,2% старшеклассников признавали влияние стоматологических проблем на их личную и общественную жизнь, 64,6%-67,8% отметили неприятный запах изо рта как причину неуверенности в себе и помеху в общении, 34,8%-42,2% считали свои зубы некрасивыми, 23,0%-25,7% стеснялись из-за этого улыбаться.

15.  Мотивация подростков к повышению уровня здоровья полости рта зависела от участия в образовательных программах. Среди старшеклассников, не участвовавшие в подобных программах, только 25,8% осознавали недостаточность своих санитарно-гигиенических знаний, необходимость их расширения и обновления. Участие в образовательной стоматологической программе с 1 по 3 классы повышало уровень мотивации к профилактике в 2,4 раза (63,2%), участие в программах с 1 по 9 классы –  в 3,8 раза (97,2%).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. При планировании и оценке результатов стоматологических образовательных программ рекомендуется ежегодно проводить социологический мониторинг среди школьников различного возраста, родителей, педагогов, стоматологов. Национальные программы здоровья должны разрабатываться на основе результатов социологического мониторинга школьников и их агентов социализации.
  2. Для школьников наиболее эффективны пролонгированные образовательные стоматологические программы, проводимые с первого по девятый классы. Для проведения программ среди учеников младших классов следует привлекать педагогов, как наиболее авторитетных для детей 7-9 лет и подготовленных основных агентов социализации детей. Рекомендуется организовать специальные семинары для дополнительного просвещения педагогов в области профилактической стоматологии и повышения мотивации к воспитанию у школьников санологического поведения.
  3. В старших классах (5-9 классы) рекомендуется проводить предложенную автором дополнительную образовательную стоматологическую программу. В связи с выявленным нами снижением авторитета родителей и учителей у 98,9%-99,6% подростков, для проведения этой программы следует привлекать высококвалифицированных детских стоматологов или специально подготовленных лекторов-стоматологов.
  4. Наиболее явным мотивом профилактики для подростков должна стать ценность стоматологического здоровья как социализирующего компонента личности. При проведении образовательных стоматологических программ для подростков следует усилить просвещение по вопросам здорового питания и неблагоприятного влияния заболеваний полости рта на общее здоровье и выбор профессии.
  5. Детским стоматологам, работающим в школах, рекомендуется в план обязательной санитарно-просветительской работы (4 часа в месяц) включать не только уроки здоровья для детей, но и лекции и занятия для родителей и педагогического коллектива. При этом следует усилить акцент на раннем обращении к стоматологу, до развития заболевания, с целью получения профилактической помощи, совета по предупреждению заболеваний полости рта, а также на повышении мотивации родителей и педагогов к профилактике и лечению стоматологических заболеваний у себя, что, возможно, поможет им успешнее проводить обучение детей. Школьным стоматологам следует также помогать внедрению и контролировать выполнение образовательных стоматологических программ в детских образовательных учреждениях.
  6. В программы последипломного обучения врачей-стоматологов различного профиля следует включить вопросы методики воспитания здоровье сберегающего поведения и мотивации различных групп населения сохранению здоровья органов и тканей полости рта, расширить объем информации по профилактике стоматологических заболеваний. На стоматологическом приеме при проведении любой процедуры рекомендуется обязательно проводить индивидуальное просвещение пациентов в области профилактической стоматологии.
  7. В программы обучения студентов немедицинских вузов необходимо включить специализированный курс, направленный на повышение уровня общегигиенических знаний и формирование ответственности за свое здоровье, в том числе за  здоровье органов и тканей полости рта.
  8. Нами выявлен высокий уровень стоматофобии среди детей и взрослых (89,2% у подростков), выражающийся не только в страхе перед посещением врача-стоматолога и, особенно, перед лечением зубов, но и в откладывании визита к врачу из-за болезненного лечения в прошлом и неприятных воспоминаний об этом. В связи с этим рекомендуем широкое применение у детей и взрослых эффективного обезболивания при проведении любой стоматологической процедуры, вызывающей неприятные ощущения.
  9. Изучение критериев выбора средств и предметов гигиены полости рта выявило повышение доверия населения к телевизионной рекламе, поэтому рекомендуем разработку просветительских стоматологических программ, предназначенных для передачи по телевидению в виде социальной реклам.

Основные результаты работы изложены в публикациях автора:

  1. 1. Лунёва Н.А. Влияние дополнительной образовательной программы на повышение стоматологического здоровья старшеклассников //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009.- № 4 – 0,41 п.л.
  2. 2. Лунёва Н.А. Социологический анализ мотивации родителей к профилактике стоматологических заболеваний у детей //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009.- №2 – 0,25 п.л..
  3. 3. Лунёва Н.А. Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов / Е.Е. Маслак //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2007. –  № 4. – 0,29 п.л.
  4. 4. Лунёва Н.А. Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников / В.Г. Табатадзе //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2007. – №  2. – 0,25 п.л.
  5. 5. Лунёва Н.А. Значение образовательной программы в повышении мотивации школьников к профилактике кариеса зубов /Н.А. Лунева, Е.Е. Маслак, В.Г. Веникова, О.В. Коломыткина //Нижегородский медицинский журнал. –  2005. – № 2. – 0,2 п.л.
  6. Лунёва Н.А. Ретроспективное изучение социально- бытовых и кариесогенных факторов, действовавших у девочек в 1940-1980 годах /Е.Е. Маслак,  С.П. Деревянченк, //Вестник Волгоградской медицинской академии. – 2003. – № 9. – 0,2 п.л.
  7. Лунёва Н.А. Результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников г. Волгограда / Е.Е. Маслак //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2002. –  № 3-4. – 0,2 п.л.
  8. Лунёва Н.А. Значение обучения педагогов санитарно-гигиеническим мероприятиям в области профилактической стоматологии для снижения уровня стоматологических заболеваний школьников  //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное гигиеническое обучение, формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи».  – М., 2006. – 0,25 п.л.
  9. Лунёва Н.А. Ретроспективный анализ школьной стоматологической службы  //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке. – М., РУДН, 2006. – 0,2 п.л.
  10. Лунёва Н.А. Оценка состояния гигиены полости рта у старшеклассников в течение пяти лет после окончания проведения образовательной программы профилактики //Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. – Волгоград, 2006. – 0,29 п.л.
  11. Лунёва Н.А. Отношение студентов вузов к посещению стоматолога /Е.Е. Маслак, М.А. Михайлова, //Материалы республиканской конференции стоматологов. – Уфа, 2006. – 0,2 п.л.
  12. Лунёва Н.А. Формирование позитивного навыка у детского населения / Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное гигиеническое обучение, формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи». – М., 2006. – 0,25 п.л.
  13. Лунёва Н.А. Caries in 3-year-olds depending on breast-feeding, night-feeding and home oral hygiene /E.E. Maslak,  N.V. Kuyumdjidi,  T.K. Berdikova, V.E. Lomovskih //J. Caries Research. – 2006. – V. 40, N 4. – 0,08 п.л.
  14. Лунёва Н.А. Значение средств массовой информации в повышении мотивации населения в области профилактической стоматологии  //Труды ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – т. 61. - 0,25 п.л.
  15. Лунёва Н.А. Социальное значение образовательных программ в повышении мотивации школьников к профилактике стоматологических заболеваний  //Всероссийский межвузовский сборник научных трудов. –  Кисловодск, 2005, часть II - 0,25 п.л.
  16. Лунёва Н.А. Уровень санитарной культуры родителей школьников по вопросам профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний  //Материалы Всероссийской конференции стоматологов «Актуальные проблемы стоматологии». – Уфа, 2005. – 0,25 п.л.
  17. Лунёва Н.А. Анализ результатов анкетирования населения по вопросам получения знаний в области профилактической стоматологии  //Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию создания Саратовского одонтологического общества. – Саратов, 2005. – 0,45 п.л.
  18. Лунёва Н.А. Санитарно-гигиенические знания педагогов начальной школы в области профилактики основных стоматологических заболеваний / Е.Е. Маслак //Российская научная конференция с международным участием «Медико-биологические аспекты мультифакториальной патологии». –  Курск, 2006. –  Т.2. – 0,29 п.л.
  19. Лунёва Н.А. Источник получения санитарно-гигиенических знаний по вопросам профилактики стоматологических заболеваний / Е.Е. Маслак //Российская научная конференция с международным участием «Медико-биологические аспекты мультифакториальной патологии». – Курск, 2006. –  Т.2. – 0,29 п.л.
  20. Лунёва Н.А. Страх как фактор риска стоматологических заболеваний населения /Н.А. Лунева, С.П. Деревянченко, М.А Михайлова //Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области. – Волгоград, 2006. – 0,2 п.л.
  21. Лунёва Н.А. Изменение знаний педагогов по вопросам профилактической стоматологии через 10 лет после проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов //Всероссийский межвузовский сборник научных трудов «Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России». – Кисловодск, 2005. – Часть II. – 0,25 п.л.
  22. Лунёва Н.А. Социальный смысл образовательных стоматологических программ для детей //Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека».– Волгоград, 2005. –  ВолГУ. – 0,29 п.л.
  23. Лунёва Н.А. Социальная позиция педагогических работников школ по вопросам информированности и заботы о здоровье полости рта детей / Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина, Н.Н. Седова //6-я Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2005. – РУДН. – 0,04 п.л.
  24. Лунёва Н.А. Сравнительная характеристика санитарно-гигиенических знаний старшеклассников в области профилактической стоматологии  //6-я Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2005. – РУДН. – 0,04 п.л.
  25. Лунёва Н.А. Мотивированный подход и отношение к здоровому образу жизни студентов с целью повышения уровня санитарной культуры в области стоматологии и улучшению состояния полости рта // Е.Е. Маслак, М.А. Михайлова //6-я Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2005. – РУДН. – 0,04 п.л.
  26. Лунёва Н.А. Состояние полости рта, качество жизни и отношение студентов к посещению стоматолога / М.А. Михайлова, Е.Е. Маслак //Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. – Волгоград, 2005. – Вып. 2, том 62. – 0,4 п.л.
  27. Лунёва Н.А. Стоматологические заболевания и жизненный стиль студентов вузов (по данным самооценки) / М.А. Михайлова, Е.Е. Маслак //Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию создания Саратовского одонтологического общества. – Саратов, 2005. – 0,25 п.л.
  28. Лунёва Н.А. Нужна ли старшеклассникам школьная стоматология? (Социологический анализ данных анкетирования учащихся 8-11 классов) /О.В. Коломыткина, Н.Н. Седова, Е.Е. Маслак //Новые технологии в медицине (морфологические, экспериментальные, клинические и социальные аспекты): Труды. ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т.61, вып.1. – 0,2 п.л.
  29. Лунёва Н.А. Причины обращений школьников в детскую стоматологическую поликлинику /Е.Е. Маслак, Н.Н. Климова и др. //Новые технологии в медицине (морфологические, экспериментальные, клинические и социальные аспекты): Труды ВолГМУ. – Т.61, вып.1. – Волгоград, 2005. – 0,25 п.л.
  30. Лунёва Н.А. Семейные традиции как фактор сохранения здоровья полости рта детей / Е.Е. Маслак, С.П. Деревянченко // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины - реформе здравоохранения».  – Волгоград, 2004. – 0,33 п.л.
  31. Лунёва Н.А. Социальная мотивация профилактики основных стоматологических заболеваний у детей //Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины – реформе здравоохранения». – Волгоград, 2004. – 0,29 п.л.
  32. Лунёва Н.А. Причины углубления кризиса школьной стоматологии в современном обществе /Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина //Материалы  Всероссийской научно- практической конференции» Социология медицины - реформе здравоохранения». – Волгоград, 2004. – 0,33 п.л.
  33. Лунёва Н.А. Проблемы школьной стоматологической службы – опыт социологического анализа / Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина, Т.Д. Дмитриенко //Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т 62, вып. 3. – 0,37 п.л.
  34. Лунёва Н.А. Состояние полости рта как индикатор общего здоровья студентов /М.А. Михайлова, Е.Е. Маслак //Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т 62, вып. 3. – 0,45 п.л.
  35. Лунёва Н.А. Взаимосвязь образа жизни и состояния полости рта у студентов немедицинских вузов /Е.Е. Маслак, М.А. Михайлова, Н.В. Куюмджиди //Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т 62, вып. 3. – 0,41 п.л.
  36. Лунёва Н.А. The Effect of a Milk Fluoridation Project in Children in Volgograd /E.E. Maslak, I.V. Afonina, et al. //J. Caries Research. – 2004. – V. 38, N 4. – 0,04 п.л.
  37. Лунёва Н.А. Risk factors of caries  and  enamel fluorosis in children in Volgograd /T.N. Kamennova, E.E. Maslak, I.V. Afonina, //J. Caries Research. – 2004. – V. 38, N 4. – 0,04 п.л.
  38. Лунёва Н.А. What has changed in women’s habits connected with caries: past and present /E.E. Maslak, N.A. Luneva, S.P. Derevyanchenko //J. Caries Research. – 2003. – V. 37, N 4. – 0,16 п.л.
  39. Лунёва Н.А. Состояние и перспективы развития стоматологической помощи детям г. Волгограда /Е.Е. Маслак, Л.С. Литовкина, и др. //Сборник материалов и научных статей по итогам конференции, посвящённой 40-летию Волгоградской областной клинической стоматологической поликлиники «Современные проблемы организации стоматологической службы Волгоградской области». – Волгоград, 2002. – 0,29 п.л.
  40. Лунёва Н.А. Трёхлетний опыт проведения образовательной стоматологической программы для школьников 1-3 классов г. Волгограда / Е.Е. Маслак //Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2002. – 0.29 п.л.
  41. Лунёва Н.А. Results of the educational programme in oral health for Volgograd primary schoolchildren /E.E. Maslak, N.N. Sedova, //J. Caries Reseach. – 2002. – V. 36, N 3. – 0,04 п.л.
  42. Лунёва Н.А. Подготовка педагогов начальной школы к проведению образовательной стоматологической программы /Е.Е. Маслак, Н.А.Седова//Вестник Волгоградской медицинской академии. – 2000. - №6. – 0,29 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить в закладки:  

Класс! Нравится

Вход на сайт