header34



Автореферат

диссертации  на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Астрахань – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования  «Астраханская государственная медицинская академия» Росздрава

 

 

Научный  руководитель:

доктор медицинских наук, профессор Сердюков Анатолий Гаврилович

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Кесаева Рита Эльбрусовна

кандидат медицинских наук

Вершинин Евгений Геннадьевич

Ведущая организация:

Астраханский государственный технический университет

Защита состоится «18» июня 2010 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д.208.008.04 при Волгоградском  государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, ул. Павших борцов, д.1, ауд. 4-07.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.

Автореферат разослан  «   » мая 2010 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета, доцент  Л.М.Медведева

Актуальность исследования. Охрана здоровья студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества. Студенты высших учебных заведений -  социально-экономический, интеллектуальный, творческий потенциал  страны. Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современных студентов накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Подготовка высококвалифицированных кадров специалистов в высших учебных заведениях в условиях постиндустриального периода развития государства является одной из важнейших предпосылок успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества. Количество и профессиональный состав специалистов, уровень их теоретической и практической подготовки диктуется объективными закономерностями общественного развития, а условия обучения - конкретными достижениями науки, техники, общественного производства и культуры, перспективными тенденциями развития современного общества. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи.

В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья студентов-медиков, поведенческих характеристик социально-гигиенических факторов и факторов учебного процесса, влияющих на здоровье, является одним из важнейших путей совершенствования медицинской помощи данной категории населения и обеспечения здоровья учащейся молодежи.

Степень разработанности проблемы. Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья человека в качестве глобальной мировой проблемы. По многочисленным научным данным, в последние время, наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населения и в том числе студенческой молодежи, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь – в профессиональной деятельности. Развитие ситуации в указанном направлении обусловлено тем обстоятельством, что количество студентов специальной медицинской группы за последние пять лет увеличилось с 10 до 20-25%, в некоторых ВУЗах достигает 40% и по прогнозам к 2010-2011 годам приблизиться к 50% от общего количества студентов. Функциональное здоровье студентов характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69%. Отмечается ухудшение состояния здоровья учащихся высших образовательных учебных заведений с переходом на старшие курсы. Так, если ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, то к четвертому - на 43%.

В течение последних лет исследователи обращают внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья студентов, одновременно указывая на ряд трудностей, к которым относят: специфичность и широкий спектр представленности данной социальной группы (гуманитарные и технические ВУЗы, срок и форма обучения и т.п.); динамичность факторов риска и их зависимость от региональных условий; труднодоступность данных официальной статистики и др.

Следствием подобной ситуации можно считать фрагментарность научных изысканий, а также отсутствие единой комплексной программы исследований. Это, с одной стороны, не позволяет своевременно выявлять общие и специфические  факторы риска, а также особенности социально-гигиенических и медико-биологических характеристик, непосредственно влияющих на состояние здоровья студентов, с другой - дать научно обоснованную медико-социальную оценку состоянию здоровья и определить пути совершенствования организации медицинской помощи студентам конкретного высшего учебного заведения. Вышеизложенное определило выбор темы, цели и задач настоящего исследования.

Цель исследования - разработать систему рекомендаций, направленных на оптимизацию состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа на основе комплексного изучения влияния учебного процесса на состояния здоровья, поведенческих характеристик и образа жизни студентов.

Данная цель достигалась решением научных задач:

  • На основе разработанной комплексной медико-социальной программы проанализировать состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения и дать оценку основным тенденциям патологии;
  • Выявить факторы риска развития заболеваний со стороны учебного процесса, определить приоритетность их влияния на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения в современных условиях;
  • Провести социологическое исследование образа жизни и сформулировать основные жизненные приоритеты современных студентов, а также оценить уровень доступности и степень удовлетворенности студентов медицинской помощью;
  • Провести оценочно-прогностическое моделирование возможных патологических состояний у студентов медицинского ВУЗа.;
  • Разработать предложения по сохранению и улучшению состояния здоровья студентов-медиков и оптимизации оказания медико-социальной помощи учащимся высшего медицинского образовательного учреждения.

Объект исследования – студенты высшего медицинского образовательного учреждения Астраханской области в возрасте от 16 лет и старше.

Предмет исследования – состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа Астраханского региона и процесс влияния учебного фактора на здоровье студентов высшего медицинского образовательного учреждения.

Гипотеза исследования. По мнению современных исследователей, проблема сохранения здоровья студентов-медиков, дальнейшая разработка теории и методов научных исследований в указанной среде требует повышенного внимания. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что состояние здоровья студентов-медиков детерминировано элементами и условиями их учебы. В этой связи появляется необходимость установления зависимости между конкретными объективными ее элементами и субъективно-объективными показателями состояния здоровья студентов-медиков, а также определения количественных характеристик этих возможных зависимостей.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о наличии  корреляции между переменными и признаками, характеризующими процесс обучения студентов-медиков в Астраханском регионе. Известно, что на здоровье студентов-медиков оказывают влияние факторы учебного процесса - объективная основа условий обучения. Не менее важными являются самооценочные, субъективные, характеристики, то есть блок латентных показателей, зависящий как от индивидуальных функциональных возможностей и здоровья индивидуума, так и образа жизни студентов-медиков. Вместе с тем, действия факторов на студентов являются сугубо индивидуальными, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма. Поэтому, в данном случае ведущую роль играют исследования связи между факторами, точнее совокупностью  факторов и состоянием здоровья студентов-медиков, что позволяет эффективно и целенаправленно определять индивидуальные и групповые лечебно-профилактические и оздоровительные рекомендации. Отсюда вытекает необходимость выделить и в иерархическом порядке построить совокупность факторов, которые наиболее полно отражают и влияют на состояние здоровья конкретной социальной группы, именуемой «студенты-медики», в нынешних политико-экономических и социальных и экологических условиях, с региональной привязкой.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведено многоэтапное комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков в Астраханской области в условиях социально-экономических реформ. Дана характеристика образу и условиям жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, которая позволила определить основные тенденции в динамике, структуре и уровне заболеваемости. Сформулирована интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов. Установлена зависимость состояния их здоровья от факторов учебного процесса, медико-демографических и социально-гигиенических показателей, выявлены наиболее значимые из них. Проведено моделирование и прогнозирование нарушений состояния здоровья с учетом условий и образа жизни студентов медицинского ВУЗа. Выявлены и в иерархическом порядке построены факторы риска их здоровья. Составлена оценочно-прогностическая таблица комплексного влияния выявленных факторов на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения на основе оценочно-прогностических коэффициентов и их информативности. На основе обобщения полученных материалов разработаны предложения по оптимизации состояния здоровья студентов высшего медицинского образовательного учреждения.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. 1. В среде учащихся высшего медицинского образовательного учреждения отмечается значительное количество лиц входящих в группу риска или имеющих хронические заболевания (85,0%). За время обучения в ВУЗе доля студентов из 1 и 2 групп здоровья снижается в 1,9 раза (с 48,7% до 25,2%), удельный вес студентов, страдающих хроническим заболеванием - увеличивается в 1,5 раза (с 51,3% до 74,8%).
  2. 2. Показатель общей заболеваемости студентов за период 2006-2008 годы  увеличился на 7,6% (с 1913,8 до 2059,5 на 1000 студентов). В структуре общей заболеваемости студентов-медиков, ведущие позиции занимают болезни органов дыхания (43,7%), болезни органов пищеварения (22,0%) и болезни мочеполовой системы (7,6%). Уровень показателя как общей, так и первичной заболеваемости увеличивается за время обучения в ВУЗе.
  3. 3. Образ и условия жизни студентов-медиков характеризуются признаками неблагополучия по ряду медико-социальных параметров. Согласно разработанной шкале интегральной оценки ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов, лишь 26,4% студентов  отнесены к группе с преимущественно высоким уровнем выраженности благоприятных показателей, 40,8% - с удовлетворительными, 32,8% - с преимущественно неблагоприятными значениями перечисленных выше критериев.
  4. 4. Объективные признаки учебного процесса опосредованно влияют на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения. Их воздействие является сугубо индивидуальным и вероятность развития того или иного заболевания зависит как от адаптационных возможностей организма, так и от факторов риска, причем влияние последних неравномерно.

6. Факторы риска повышают вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. Информационной основной своевременной диагностики возможных патологических изменений в состоянии здоровья студентов может стать, разработанная на базе факторной модели, оценочно-прогностическая таблица, позволяющая до проведения полных и конкретных медицинских обследований, проводить первоначальную экспресс - диагностику наличия или отсутствия отклонений от нормы в состоянии здоровья, в том числе для предварительной дифференциации в специальные медицинские группы учащейся молодежи.

Методологическая база исследования представлена классическими социологическими работами социологов медицины. Проблемная ситуация формировалась на основе идей основоположника отечественной социологии медицины А.В.Решетникова.

Социологические исследования - это тонкий инструмент познания социальной реальности, использование которого позволяет обнаружить такие стороны взаимоотношений здравоохранения и других социальных институтов, развитие которых представляется обществу наиболее желательным (Ефименко С.А., Морозов П.Н., Ромашова Т.И., Барскова Г.Н.) и оценка которых с помощью исключительно статистических показателей и стандартов может быть произведена неадекватно (Каранович Г.Г., Гречаная Т.Б., Чуркин А.А., Творогова Н.А., Голланд В.Б. и др.). Именно социологические исследования придают ту полноту и органическую законченность оценке ситуации в медицине, которая составляет гармоничную модель сочетания самостоятельности субъектов здравоохранения и активной роли самого пациента.

В работе широко использованы и общенаучные методы, такие как системный подход, структурно-функциональный анализ. Применена и статистическая обработка данных, анализ динамических рядов и вариационных рядов. С целью выявления связи элементов условий и образа жизни, а также самооценочных показателей о состоянии здоровья студентов-медиков проведен корреляционный анализ. С целью сокращения эмпирических данных выявленных зависимостей с одной стороны и определения структуры взаимосвязей между переменными, была проведена факторизация корреляционной матрицы.

Для расчета интегрированного влияния различных сочетаний факторов риска на состояние здоровья студентов, при их одновременном или последовательном воздействии, использовалась неоднородная последовательная процедура, основанная на вероятностном методе Байеса (теорема гипотез) и вытекающем из него последовательном анализе А.Вальда. Информативность факторов риска нарушений состояния здоровья определялась с помощью информационной меры Кульбака. Прогностические коэффициенты  рассчитывались по формуле, рекомендованной Е.В. Гублером.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в 2006-2008 гг. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» МЗ и СР РФ и Городского центра здоровья МУЗ «Городская поликлиника №6» г.Астрахани. В соответствии с целью исследования, особенностями подготовки и проведения исследования, нами сформировано две независимые выборочные совокупности:

1. студенты 1-2 и 5-6 курсов в возрасте 16-24 лет с целью изучения социально-гигиенических аспектов образа жизни, ценностных ориентаций, медицинской активности, состояния здоровья и физического развития  студентов-медиков;

2. студенты 1-2 и 5-6 курсов в возрасте 16-24 лет с целью изучения влияния учебного процесса на состояние здоровья, определения факторов риска и их влияние на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения.

Первая выборочная совокупность сформирована в два этапа. На первом этапе путем серийного отбора среди учебных групп 1-6-х курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов Астраханской государственной медицинской академии были выбраны базовые для проведения исследования. На втором этапе в каждой базовой учебной группе из всех курсов случайным отбором были взяты те, в которых проводилось исследование (анкетирование). Учащиеся этих групп в возрасте 16 лет и старше составили в итоге выборочную совокупность (546 единиц наблюдения).

С целью изучения влияния учебного процесса на состояние здоровья, определения факторов риска и их влияние на состояние здоровья студентов-медиков была сформирована вторая выборочная совокупность, для чего среди учащихся 1-6 курсов (всего 1033 студента) было отобрано 482 студента, страдающих хроническими заболеваниями. Контрольная группа сформирована путем случайного отбора из числа респондентов (167 человек).

Теоретическая и практическая значимость. В результате исследования выяснены региональные особенности состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа. Представлена комплексная характеристика состояния здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения. Установлены ведущие медико-социальные характеристики образа жизни студентов. Выявлена зависимость состояния здоровья студентов-медиков от факторов учебного процесса, медико-демографических и социально-гигиенических показателей, выявлены наиболее значимые из них. Проведен корреляционный анализ состояния здоровья с факторами учебного процесса и образа жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения как основы выявления закономерностей их заболеваемости. Построена иерархически зависимая модель влияния социально-гигиенических факторов на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения. Разработаны рекомендации по оптимизации состояния здоровья студентов и  совершенствованию организации медико-социальной помощи студентам  высшего медицинского образовательного учреждения.

Апробация работы проходила на научно-практических конференциях разных уровней (г. Астрахань 2006,2007, г. Санкт-Петербург 2008, г.Уфа 2009,г. Анапа 2009). Диссертантом разработано методическое пособие для преподавателей ВУЗа. По материалам исследования опубликовано 5 научных работ, в том числе, в издании, рекомендованном ВАК. РФ.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 287 источников литературы, в том числе 259 отечественных и 28 зарубежных, приложений. Работа проиллюстрирована 45 таблицами и 23 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность настоящего исследования, определены цели и задачи, показана научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы  положения, выносимые на защиту, анализируется степень разработанности проблемы.

В первой главе диссертации – «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ» представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по проблемам  состояния здоровья студентов-медиков и влияния учебного процесса на их  здоровье.

Вторая глава - «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».

В §2.1 «Программа комплексного медико-социального исследования влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа» в соответствии с целями и задачами исследования разработана Программа комплексного медико-социального исследования влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа. Программой предусматривается проведения исследования в 6 этапов (таблица 1).

 

Таблица 1. Этапы программы и методика диссертационного исследования

 

 

Таблица 1 (окончание)

 

«Анкета комплексного исследования социально-гигиенического статуса и образа жизни студентов-медиков» содержала в себе 136 вопросов, которые можно разделить на три типа: «закрытые», в которых были указаны возможные варианты ответов и необходимо было выбрать один из них; «открытые», которые предлагали самостоятельные ответы и дихотомические, требующие ответа «да» или «нет» и состоит из относительно самостоятельных частей.

Сбор и статистическая обработка материала исследования была проведена на электронно-вычислительных машинах IBM-PC PENTIUM-4 с помощью основных и сопряженных биометрических методик, с использованием прикладных программ WINDOWS (EXCEL, WORD),  STATISTIGA, StatPlus 2008.

§2.2«Социально-гигиеническая характеристика студентов-медиков» посвящена анализу результатов социологического опроса, проведенного среди студентов-медиков Астраханской области.

Исследование показало, что 63,0% студентов-медиков Астраханской  государственной медицинской академии, принявших участие в научном исследовании в течение 2006-2008 годов, имеют наследственную предрасположенность к различным заболеваниям: гипертонии - 58,1%; ИБС - 26,9%; инфаркту миокарда - 17,0%; инсульту – 20,0%; сахарному диабету - 17,0%. На каждого обучающегося ВУЗа, таким образом, приходится примерно 1,4 наследственных заболеваний. Вместе с тем, в процессе проведения опроса установлено, что 87,1% респондентов считают себя практически здоровыми, в то время как 22,5% из них имеют хронические заболевания и на каждого студента-медика в год приходится 2,1 острых заболеваний. При этом в связи с ухудшением социально-экономических условий только 12,9% опрошенных имеют возможность выезжать летом для отдыха за пределы региона; 62,1% студентов ведут гиподинамический образ жизни, из которых 65,9% девушек.

Преобладающее большинство респондентов - приезжие из других областей и республик – 65,6%, коренных жителей г.Астрахани – 15,2%, жителей сельских районов Астраханской области – 19,2%. Анализ социально-гигиенических особенностей жизнедеятельности студентов-медиков показал, что бытовые условия в общежитии, по мнению 68,9% респондентов, неудовлетворительны в связи с его перенаселенностью, неудовлетворительным температурным режимом и отсутствием вентиляции. Только 34,5% студентов питаются в столовой во время обеда, у остальных нет времени или денег на обед. Вместе с тем, 69,3 % студентов-медиков считают свое питание хорошим, в то время как удовлетворительным только 30,7%.

На уровне социальной группы, анализ показал, что 39,6% студентов-медиков указали на  ухудшение состояния здоровья в период сессии или сразу после экзаменов. Не удовлетворен  процессом обучения каждый третий студент (29,1%), в основном из-за нерационально составленного расписания (35,0%) и недостатка учебных материалов, выдаваемых библиотекой ВУЗа (54,6%).  Обработка данных рейтингового отношения дисциплин свидетельствует, что приоритет остается за теми предметами, где подача материала ведется не только на достаточно высоком квалифицированном уровне, но и на рациональном распределении часов, особенно отведенных на практическую часть, что подтверждает уровень комфорта и нагрузки студентов с невысоким показателем здоровья.

Каждый пятый студент медицинского ВУЗа не удовлетворен взаимоотношениями с преподавателями, около 40,0% считают требования педагогов завышенными. Немаловажным фактором, оказывающим влияние на здоровье учащихся,  является учебная нагрузка. Высокая учебная нагрузка на студентов в ВУЗе приходится на практические занятия (с точки зрения 38,8% студентов), на лекции (32,8%), при подготовке к занятиям (47,3%), при работе в библиотеке (23,7%), при выполнении общественных поручений (8,9%), при работе в кружке (17,0%). 30,1% студентов-медиков отметили дискомфортные условия учебных аудиторий, особенно заметен рост количества студентов, неудовлетворенных условиями пребывания в аудиториях, при переходе к клиническим формам обучения. Указанные черты условий обучения и учебной нагрузки в медицинском ВУЗе детерминируют негативные процессы по формированию хронических и острых заболеваний. Так, применение математического аппарата при обработке эмпирических данных показало, что наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, высокая учебная нагрузка, неудовлетворенность психологическим климатом на занятиях, дискомфортные условия обучения, на фоне наличия  негативной тенденции увеличения количества и интенсивности употребления табака, алкоголя, ведения гиподинамического образа жизни приводят к ухудшению состояния здоровья и росту количества острых и хронических заболеваний у студентов-медиков.

В §2.3 «Ценностные ориентации современных студентов-медиков» приведен ранговый анализ распределение жизненных ценностей студентов-медиков Астраханской государственной медицинской академии. Респонденты практически всех курсов обучения на первое место поставили семью. С возрастом значение учебы, работы и карьеры, любви, друзей, отдыха и развлечений, материального благополучия, религии снижается, а семьи, детей и собственного здоровья возрастает. В то же время, общественная деятельность, как главная жизненная ценность, в возрастном аспекте стабильно занимает десятое место.

§2.4. «Мотивационное поведение студентов-медиков в формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья» посвящен вопросам ведения здорового образа жизни, рационального питания и режима дня, предложена интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов (таблица 2).

Таблица 2. Интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов

В §2.5 «Девиантное поведение современных студентов-медиков» представлен анализ распространения среди студентов табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Из 41,9% курящих студентов 33,5% - девушки. Почти 49,0% студентов употребляют алкоголь от 3 раз в месяц до 2 раз в неделю. Из общего числа участников исследования, 57,4% - юноши и 39,8% девушки употребляют спиртные напитки с вышеуказанной частотой.

Распространенность табакокурения среди респондентов составила 41,9 на 100 опрошенных (девушки – 22,8, юноши – 64,2 на 100 опрошенных). Основная доля респондентов начала курить в возрасте 14-15 лет – 41,9%, 26,1% - в 16-17 лет, 18,6% - старше 18 лет, 10,0%- в 10-13 лет, 3,4% - в возрасте до 10 лет. Отмечено, что юноши начинают курить преимущественно в 14-15 лет, а девушки – в 16-17 лет.

Выявлена закономерность: распространенность употребления алкогольных напитков достоверно выше среди курящих по сравнению с некурящими. Так некурящих девушек и употребляющих алкоголь оказалось 6,3, а курящих и употребляющих алкоголь выявлено – 26,7 на 100 опрошенных (р<0,05). Юношей, которые не курят и употребляют алкоголь, выявлено 17,2 на 100 опрошенных, а курящих и употребляющих алкогольные напитки – 49,6 (р<0,05).

Уровень употребления алкогольных напитков, в том числе и пива студентами довольно высок и изменчив в зависимости от курса обучения и их возраста. Полученные данные о современных тенденциях распространенности употребления алкогольных напитков студентами, их самокритике и отношении к внешней критике следует трактовать как весьма неблагоприятный симптом, который оказывает пагубное влияние на здоровье молодого поколения, будущих потенциальных родителей, специалистов, профессионалов, призванных заниматься охраной здоровья населения.

Анализ данных, полученных в результате исследования, свидетельствует о сравнительно большом распространении употребления наркотических средств среди учащейся молодежи, как юношей, так и девушек. Употребление наркотических средств тесно связано с микросоциальной средой, раннее приобщение к наркотикам во многом определяется неблагоприятными социальными факторами и недостатками воспитания. Каждый восьмой студент-медик употреблял или употребляет наркотики (девушек – 7,5, юношей – 13,6 на 100 опрошенных). Употребляют регулярно и эпизодически 4,2% девушек и 7,4% юношей. Анализ возраста первой пробы наркотика показал, что если средний возраст первой пробы алкоголя составил 13,02 + 0,8 лет, то средний возраст первой пробы наркотика достоверно выше и равен 14,09 + 0,9 лет.

В третьей главе работы «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ» представлен анализ заболеваемости студентов медицинского ВУЗа, выявлены и обоснованы факторы учебного процесса, влияющие на их здоровье, дана характеристика учебному процессу и медицинской активности студентов-медиков, установлена взаимосвязь между ними, а также проведено  оценочно-прогностическое моделирование возможных патологических состояний студентов-медиков. Действие различных факторов на студентов являются сугубо индивидуальными, и вероятность развития того или  иного заболевания зависит от адаптационных, возможностей организма.

Нами предложена концептуальная модель медико-социальной помощи студентам-медикам. В ее основу заложена 18-ти факторная модель влияния элементов условий обучения и учебной нагрузки на состояние здоровья студентов-медиков и оценочно-прогностическая таблица возможных патологических состояний у учащихся высшего медицинского образовательного учреждения.

При этом в рамках первичной профилактики применение стандартизированной скрининговой анкеты и оценочно-прогностической таблицы позволяют разработать комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний среди студентов-медиков посредством устранения причин и коррекции факторов риска.

Таблица 3. Факторная структурная матрица элементов учебного процесса

 

Таблица 4. Оценочно-прогностические коэффициенты факторов учебного процесса

 

В рамках вторичной профилактики появляется возможность организовать комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний среди студентов-медиков.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги исследования. Полученные данные позволили рекомендовать следующее.

Практические рекомендации.

 1. Администрациям области, города и районов, Министерству здравоохранения Астраханской области и главным врачам территориальных лечебно-профилактических учреждений: при разработке федеральных, краевых и областных программ изучения социально-гигиенических и медико-демографических проблем состояния здоровья студентов, а также при планировании мероприятий по оказанию медико-социальной помощи подросткам и их финансировании использовать подходы, апробированные в результате настоящего исследования.

2.  Администрации медицинского ВУЗа:

-        ввиду того, что на территории региона ликвидирована студенческая поликлиника и большая часть студентов - прибывшие из других регионов, необходимо приоритет в оказании медико-социальной помощи студентам отдать созданию собственного лечебно-профилактического учреждения (медицинского профилактория), которое на системной основе, с помощью анкетного скринингового метода, имеет возможность изучать состояние здоровья студентов, их условия и образ жизни, факторы риска, специфичные для данной социальной группы в целом и отдельных индивидуумов;

-                   совместно с кафедрами, а также профсоюзными и общественными организациями высшего медицинского образовательного учреждения принять участие в разработке комплексной программы по охране здоровья учащейся молодежи, учитывающей региональные социально-экономические, медико-демографические, организационные и иные особенности;

-                   с целью снижения учебной нагрузки на студентов решить вопрос о рациональном составлении расписания занятий, что позволит несколько сократить длительность учебного дня;

-                   с целью снижения учебной нагрузки на студентов при работе в библиотеке решить вопрос об обеспечении учащихся коммерческой формы обучения и студентов медико-профилактического и фармацевтического факультетов учебной литературой;

-                   с целью оптимизации условий обучения, особенно студентов    старших курсов, решить вопрос о выделении и оборудовании учебных аудиторий на клинических базах ВУЗа.

3. Образовательным и оздоровительным подразделениям высших медицинских образовательных учреждений при формировании специальных здоровьесберегающих индивидуальных и групповых программ медико-социальной помощи использовать результаты исследования, в частности, методику комплексного исследования оценочно-прогностическую таблицу, а также учитывать факторы риска, выявленные нами в процессе исследования.

4. Рекомендовать участковым поликлиникам, обслуживающим студентов:

-             на постоянной основе применять разработанную методику комплексного исследования и динамического диспансерного наблюдения, а также оценочно-прогностическую таблицу возможных патологических состояний у студентов;

-             мероприятия по диагностике, профилактике и лечению планировать и проводить с учетом индивидуального состояния здоровья и комплекса медико-демографических и социально-гигиенических особенностей региона, а также медико-биологических и социально-гигиенических факторов риска выявленных настоящим исследованием;

-             в планировании мероприятий по снижению заболеваемости и формированию здорового образа жизни учащихся медицинского ВУЗа разработать программу санитарно-просветительной работы среди студентов по вопросам охраны здоровья, для чего знакомить обучающихся с факторами риска и здоровым образом жизни.

По материалам исследования опубликованы следующие научные работы:

1.Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов/ /Астраханский медицинский журнал,  2010 -  №2. - 0,4 п.л.

2.Шагина И.Р. Поддержка психологического статуса во время экзаменов//Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье как социально-философская проблема» г.Уфа, РИЦ БашГУ,  2009г. – 0,2 п.л.

3.Шагина И.Р.  Здоровье молодежи – основа здорового общества. //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения – основа процветания России», Анапа,  Изд-е филиала РГСУ, 2010г. – 0,2 п.л.

4.Шагина И.Р.  Укрепление здоровья молодежи.//Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы демографической политики и состояния здоровья населения Российской Федерации» г. Астрахань, АГМА,  2009г. – 0,3 п.л.

5.Шагина И.Р., Сердюков А.Г.  Прогноз и профилактика экзаменационного стресса.//Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, «Актуальные проблемы демографической политики и состояния здоровья населения Российской федерации»  г. Астрахань, АГМА,  2009г. – 0,3 п.л

 


 

Добавить в закладки:  

Класс! Нравится

Вход на сайт