header34



 АВТОРЕФЕРАТ 

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Волгоград - 2009

Работа выполнена в Волгоградском научном центре РАМН и Администрации Волгоградской области

 

Научный руководитель

 

 

Официальные оппоненты

 

 

 

 

 

 

Ведущая организация

доктор медицинских наук

ЕРМОЛАЕВ Дмитрий Олегович

 

доктор медицинских наук, доцент

ЭРТЕЛЬ Людмила Александровна

кандидат философских наук, доцент

НОСОВ Иван Петрович

 

 

кафедра медико-биологических дисциплин ГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»

 

 

Защита состоится 7 ноября 2009 года в 12.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, Волгоград, пл. Павших борцов, 1, ауд. 4-06.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного  медицинского университета.

Автореферат разослан _________________________2009 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета, доцент   Л.М. Медведева

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. Исследования в области детской инвалидности становятся все более актуальными в условиях стремительного нарастания проблем социального развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности межличностных отношений и показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне (Д.И.Зелинская, Ю.Е.Вельтищев, 2000; Д.И.Зелинская, 2001; И.А.Камаев, М.А.Позднякова, 2003). Значимость проблемы также обусловлена тем, что почти у 25% инвалидов в возрасте до 50 лет инвалидизация обусловлена заболеванием, перенесенным в детстве (С.В.Алексеев, О.И.Янушанец, В.М.Дорофеев, 2003; В.К.Юрьев 2007).

В Российской Федерации удель­ный вес детей-инвалидов составляет 1,5% от всей детской популяции и в последние годы имеет тенденцию к росту (Э.И.Тыцкая, В.К.Гасников, 2001; В.К.Овчаров, 2002; Д.И.Зелинская, 2003; А.А.Баранов с соавт., 2003, 2008, Д.О.Ермолаев, 2009). Так, показатель детской инвалидности в 2006 г. по данным органов здравоохранения и социального развития РФ составил 199,6 на 10 тыс. детского населения до 17 лет включительно, что выше аналогичного показателя в 2001 г. - 192,9 на 10 тыс.

До 2001 г. ведомственная система информационного обеспечения детской инвалидности предусматривала анализ статистических данных о детях-инвалидах РФ в возрасте от 0 до 16 лет. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г. №820 внесены поправки в статью 20 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 15.11.95 г., согласно которой категория «ребенок-инвалид» устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет на срок 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет.

Человеку с ограниченными возможностями в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации. Поэтому общество должно создать все необходимые условия для формирования и постоянного проявления социальной активности такого человека.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что детская инвалидность является социально значимой проблемой и достижение максимально возможного функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией невозможно без комплексного изучения медицинских, психолого-педагогических и социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка (Д.И.Зелинская, 2000; В.И.Кулаков, 2001; В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 2002; В.И.Орел, 2004; Л.П.Чичерин, 2005).

Цель исследования - выявить медицинские особенности социализации детей с ограниченными возможностями развития и разработать рекомендации по совершенствованию медико-социальных практик в этой области.

Осуществлению поставленной цели подчинены следующие основные задачи исследования:

- разработать программу  и методики к выявлению, оценке особенностей процесса социализации детей с ограниченными возможностями;

- дать характеристику исследовательского поля, а именно, определить динамические и структурные тенденции общей и первичной детской инвалидности по обусловившему заболеванию, главному нарушению и ведущему ограничению жизнедеятельности;

- охарактеризовать особенности процесса социализации детей с ограниченными возможностями в системе семейных отношений;

- выявить закономерности психического и личностного развития ребенка с физическими и интеллектуальными недостатками развития в системе межличностных отношений;

- определить пути повышения эффективности медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, прогнозирование вторичных нарушений у детей, наиболее полного использования реабилитационного потенциала детей и успешной интеграции их в социум.

Объект исследования – лица с ограниченными возможностями раннего юношеского возраста (13-17 лет).

Предмет исследования – особенности процесса социализации детей с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования. Масштабность проблемы детской инвалидности в медицинском и социальном плане диктует необходимость проведения социологического исследования проблем социализации детей с ограниченными возможностями с учетом типа патологии, что будет способствовать поиску эффективных путей использования медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, прогнозирование вторичных нарушений у детей, наиболее полного использования реабилитационного потенциала детей и успешной интеграции их в социум.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: разработаны и апробированы методологические подходы к выявлению, оценке процесса социализации и эффективности медико-социальных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями развития и предложены пути повышения эффективности медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, прогнозирование вторичных нарушений у детей.

Предложенные новые методологические и организационные подходы в  социализации детей с ограниченными возможностями развития: совершенствование законодательно - нормативной основы социальных практик управления жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями, расширение сети субъектов управления развитие и укрепление системы межсубъектных и субъектно-объектных   коммуникаций,    привлечение инвалида к процессу управления своей жизнедеятельностью.

Выявлены и классифицированы особенности жизнедеятельности семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями развития.

Обоснован вывод о том, что направленность деятельностных установок инвалидов является одним из показателей, по которому можно судить об эффективности применяемых медико-социальных технологий управления, а удовлетворенность своим положением является одним из показателей эффективности деятельности всей системы управления жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

1. Семьи, в которых ребенок имеет ограниченные возможности развития, характеризуются следующими особенностями: 1) низкий образовательный уровень и профессиональный статус родителей, среди матерей не сумели реализовать свои профессиональные навыки - 37,8%, среди отцов – 41,6%; 2) высокий уровень безработности матерей - 39,2%; 3) высокий процент неполных семей в основной группе по сравнению с контрольной (24,6% против 12,3%); 4) в семьях превалирует однодетность (77,9% в основной группе против 49,7% в контроле); 5) высокая конфликтность в семьях (68% против 27%).

2. Большинство детей с физическими нарушениями развития рассматривают свой дефект как недостаток (87,6%), в отличие от детей с умственными нарушениями (58,3%), это приводит к тому, что более половины (67%) детей с физическим недостатком в развитии склонны недооценивать свои силы, возможности и способности, при этом четверть из них настороженно относятся к окружающим здоровым людям в коллективе (24,8%), замыкаются в себе  до 15,7% детей, мало того в 54% случаев для них характерно зацикливание на неудачах и обидах. Возможность переоценки своих сил допускает всего лишь 22% детей.

3. Направленность деятельностных установок инвалидов является одним из показателей, по которому можно судить об эффективности применяемых медико-социальных технологий управления: больные лица на 16,9% реже проявляют настойчивость и упорство при достижении намеченной цели; у инвалидов в 6 раз чаще здоровых сверстников диагностируется мотивация боязни неудачи (до 43,4% долго переживают неудачи, 27,6% - умеют справляться с переживаниями и через некоторое время забывают о них, только 29% совсем не зацикливаются на неудачах); у инвалидов отмечается низкий уровень мотивации к обучению, «всегда» или «время от времени» нравится учиться лишь  39,4% детей (этот показатель в 2,3 раза ниже, чем у здоровых), тех, кому совсем не нравится учиться – 60,6%.

4. Удовлетворенность своим положением является одним из показателей эффективности деятельности всей системы управления жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями: 1) отмечен очень низкий уровень удовлетворенности своим нынешним положением детей в общей выборке - 20,9% (для нормально развивающегося ребенка этот показатель намного выше – 67,6%); 2) удовлетворенность инвалидов своим положением зависит не только от их физических характеристик (тяжесть инвалидности), но, главным образом, от социальных характеристик - наличия дружеской поддержки, общения, материальных благ и трудовой деятельности.

Методологической базой исследования выступили: концепции социальной депривации (Дж. Девис, Ф. Кросби), субъект-объектному (Э.Дюркгейм) или субъект-субъектному (Л.С. Выготский) подходу к процессу социализации, концепции социальной интеграции (Б.Малиновский, В. Парето, Т. Парсонс); а также концепция социализации (И.С. Кон, К.В. Рубчевский), интеграции детей с ограниченными возможностями в общество (Д.Форестей, Г. Грэмпп).

Исследование проводилось в категориальном поле социологии медицины (А.В.Решетников), с использованием общеметодологических принципов междисциплинарного исследования процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями.

Теоретическая  и практическая значимость исследования.

Полученная систематизированная информация об особенностях социализации детей с физическими и интеллектуальными нарушениями развития в системе семейных и межличностных отношений легла в основу программ совершенствования охраны здоровья матерей и детей.

Основные положения диссертации используются при проведении ежегодных заседаний коллегий Министерства здравоохранения Астраханской области  «Итоги работы учреждений здравоохранения Астраханской области»; для подготовки и издания сборников «Состояние здоровья населения и деятельность учреждений здравоохранения Астраханской области (статистические материалы к итоговой коллегии Министерства здравоохранения Астраханской области)», предназначенных для главных врачей лечебно-профилактических учреждений области. Результаты исследования используются при чтении лекций для студентов, слушателей Астраханского филиала Международного юридического института.

Апробация работы. Основные положения, предварительные и окончательные результаты диссертационного исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных, всероссийских, республиканских научных конференциях в виде научных докладов и публикации научных работ (Москва, С.Петербург, Волгоград, Астрахань, Н.Новгород, Италия). Разработки диссертанта подтверждены соответствующими актами о внедрении Подпрограммы «Здоровый ребенок на 2006-2008 гг.» в составе областной целевой программы «Дети Астраханской области» и Комплексной целевой программы «Материнство и детство на 2006-2009гг.». Материалы и методические разработки исследования использованы в монографии «Детская инвалидность: проблемы и пути решения», Астрахань, 2007 (утверждено учебно-методическим советом Астраханской государственной медицинской академии), в информационном письме «Детская инвалидность: динамика и прогноз» – Астрахань: АГМА, 2004 (утверждено Департаментом здравоохранения Администрации Астраханской области от 15.01.2004.) и в учебном пособии для врачей «Современные аспекты восстановительной медицины в педиатрии» – Астрахань, 2007 (утверждено учебно-методическим советом Астраханской государственной медицинской академии).

По теме диссертации опубликовано 13 научных работ, 2 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, библиографии (344 источника) и приложений. Объем диссертации -  155 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность настоящего исследования, определены цели и задачи, показана научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Медико-социальные проблемы детской инвалидности  (по данным литературных источников)» - анализируются современные работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме детской инвалидности, ее отдельным аспектам, основным показателям и тенденциям социализации детей, что позволило логично обосновать актуальность и необходимость проведения исследования.

Во второй главе «Материалы и методы  исследования» описаны программа, методы, объект и объем исследования, дана характеристика исследовательского поля.

На первом этапе в соответствии с целями и задачами диссертации разработана программа социологического исследования эффективности социализации детей с ограниченными возможностями. Программой предусматривалось проведение исследования по 3 разделам  и в 5 этапов.

На втором этапе исследования проводилась разработка исследовательского поля, программы и методов исследования, в частности изучались особенности динамики общей и первичной инвалидности детского населения Астраханской области от всех причин за период с 1996 по 2006 гг. на основании выкопировки данных из медицинской учетной документации: уч.форма №19 «Сведения о детях-инвалидах». Всего было проанализировано  37 319 случаев общей и 6 357 случаев первичной детской инвалидности с вычислением интенсивных показателей по полу, возрасту и обусловившему заболеванию.

На третьем этапе исследования была дана характеристика особенностей процесса социализации детей с ограниченными возможностями в системе семейных отношений. Изучение проводилось с помощью анкетирования и интервьюирования ребенка либо  при посещении им детского лечебно-профилактического учреждения либо с выездом экспериментатора в дом-интернат. Анкетирование проводилось по разработанной анкете «Социализация ребенка».

Анкетирование было проведено по методу случай-контроль. Анкета включала 46 вопросов для основной группы и 40 вопросов для контрольной группы. Всего было проанкетировано 1110 детей.

На четвертом этапе  изучены закономерности психического и личностного развития ребенка в системе межличностных отношений в зависимости от физических или интеллектуальных недостатков развития. Данные результаты были получены в результате анкетирования или интервьюирования тех же лиц.

На пятом этапе обобщение данных социологического исследования послужило основой для разработки и внедрения практических рекомендаций.

В главе обосновано применение различных статистических методов, которые позволяют описать данные, проверить статистические гипотезы, измерить связь между явлениями. Дана подробная характеристика каждого этапа, в приложении приведены алгоритмы сбора первичных материалов (карты социологических опросов).

Третья глава работы – «Жизнедеятельность детей с ограниченными возможностями и их адаптация и самоадаптация (по результатам социологического исследования)» состоит из 3 параграфов.

В первом параграфе - «Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений» приводятся результаты исследования роли семьи, ее активности в процессе развития и образования ребенка.

Анализ результатов исследования образователь­ного уровня и профессионального статуса родителей показал, что большинство матерей изучаемого контингента имели среднее специальное (39,6%) и высшее образование (24,9%), тем не менее, каждая третья мать (37,8%) данной группы относилась к категории рабочих, не реализуя, таким образом, свои намеченные ранее профессио­нальные планы. Матери с неполным средним образованием составили 9%, со средним общим – 26,5%. Среди отцов среднее спе­циальное образование имели – 54,2%, высшее – 21%, среднее общее – 18,8% и 6% - неоконченное среднее. Однако более половины отцов были рабочими (66,4%), не сумев реализовать свои профессиональные навыки. В контрольной группе удельный вес родителей имеющих высшее (матери – 44,8%, отцы - 35%)  и среднее специальное образование (матери – 48,7%, отцы - 66,2%) и работающих по специальности (матери – 57,9%, отцы 75,1%) достоверно выше, чем в основной группе.

Показательна цифра неработающих матерей – 39,2%, причем 52% из них относится к домохозяйкам, 48% являются безработными. В контроле неработающие матери составили 16%, из них к домохозяйкам себя отнесли 83%, к безработным –17%.

В результате социологического опроса детей нами было установлено, что достаточно высок процент неполных семей в основной группе по сравнению с контролем. Хотя в обеих оцениваемых совокупностях дети ответили, что проживают с обоими родителями, тем не менее, количество ответивших, что проживают с одним из родителей достоверно выше в исследуемой группе 24,6% по сравнению с 12,3% в контроле.

В процессе исследования отмечено, что для семей с детьми с психофизическим дефектом характерна однодетность (77,9% в основной группе против 49,7% в контроле). Превалирование в основной группе семей, имеющих одного ребенка может объясняться опасением родителей, что второй ребенок также будет инвалидом.

В семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, очень часто между родителями формируются конфликты, на это указывают 68% детей. Это можно объяснить тем, что для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями развития, характерно восприятие семьи как источника проблем и конфликтов. Во многом это обусловлено длительным эмоциональным напряжением, в котором находятся многие родители после рождения «особого» ребенка. Неумение справиться с проблемами, недооценка состояния ребенка с отклонениями в развитии, вызывает у родителей неправильный подход к воспитанию, а это еще больше затрудняет реализацию воспитательной функции семьи.

Вот как, по результатам социологического опроса, оценивают отношение родителей к себе дети интересующей нас группы: очень строгими считают своих родителей – 34,3% детей, ругающими за любую провинность – 19,3%, проявляющими «гиперопеку» (т.е. часто хвалят, оберегают, жалеют) – 23,4% и безучастными к проблемам - 15%, лишь 8% детей считают отношение родителей к ним нормальным.

Кроме того, в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, наблюдается меньшее включение его в хозяйственную деятельность.  Однозначно ответили, что участвуют в быту лишь 15% интересующих нас детей, а избирательно участвуют – 28%. Следует отметить, что изменения реализации хозяйственно-бытовой функции при появлении больного ребенка вызываются неравномерным распределением домашних обязанностей, с установкой родителя на доминирующую позицию при ведении домашних дел, с восприятием ребенка как неумелого, неприспособленного и делегированием его обязанностей другим членам семьи.

Во втором параграфе  - «Социализация детей с физическими недостатками развития» приведен анализ особенностей социализации детей с физическими недостатками развития и сохранным интеллектом.

Более половины (67%) детей с физическим недостатком в развитии склонны недооценивать свои силы, возможности и способности, при этом четверть из них настороженно относятся к окружающим здоровым людям в коллективе (24,8%), замыкаются в себе  до 15,7% детей, мало того в 54% случаев для них характерно зацикливание на неудачах и обидах. Возможность переоценки своих сил допускает всего лишь 22% детей, из них часто переоценивают свои силы 58,9% детей, редко – 29,3% и иногда – 11,8%. В связи с этим, можно констатировать низкий уровень самооценки детей с физическими недостатками здоровья по сравнению со здоровыми сверстниками.

Надо отметить, что сложившееся в обществе мнение о том, что активная трудовая деятельность является главным показателем успешной социализации, разделяет и основная часть лиц с ограниченными возможностями (79,3%). До сих пор интересующая нас категория людей имеет в обществе менее благоприятный статус, чем большинство здоровых людей. Круг возможных специальностей для них ограничен, так как общество еще не до конца готово адекватно воспринимать людей с физическими недостатками, занимающих престижную позицию в социуме, активно и успешно взаимодействующих с окружающими. Результаты проведенного социологического опроса показали, что 20,7% еще не определились с профессией, а выбор тех, кто определился, был подчинен отнюдь не критериям престижности, высокооплачиваемости, интереса к профессии, а именно, возможности дальнейшего трудоустройства и совету старших (87%). Необходимо отметить, что двух последних критериев в 3 раза реже придерживаются здоровые лица при выборе профессии.

Действительно, самые большие трудности встают перед выпускниками именно в процессе трудоустройства. Они обусловлены, прежде всего, нежеланием администрации брать на работу инвалида. Кроме того, проблему для молодых людей с физическими недостатками представляет общение со здоровыми людьми, которые не желают входить в дружеское общение с инвалидом, вникать в его проблемы. Так, по мнению самих инвалидов, более половины (69,4%) представителей общества избегают общения с ними, и лишь 10,2% из них проявляют дружелюбие и 11,8% – жалостливость, стараются не замечать – 6,6% и проявляют агрессию – 2%.

Из тех специальностей, которые выбирают инвалиды, преобладают профессии, связанные с физическим трудом (52,1%) и в меньшей степени (27,2%) - профессии с умственным трудом. Данное обстоятельство в сочетании с возможными социально-неблагоприятными качествами характера способствует еще большей социальной изоляции интересующих нас людей.

Инвалиды, имеющие психологические трудности при общении с окружающими, менее заинтересованы в труде, чем не имеющие эти трудности (31,4% против 13,4%). Это свидетельствует о наличии у них социальной декомпенсации.

С принятием в последние годы ряда законов и нормативных   актов наблюдается положительная тенденция в получении инвалидами с детства образования и профессии, однако социологическое исследование выявило, что уровень образования и профессиональной подготовки интересующих нас лиц по-прежнему недопустимо низок. Так, 50,1% респондентов хотели бы после окончания школы продолжить образование, 42,7%  -  не определились с этим и 7,2% - не хотели бы продолжать обучение. При этом, большинство продолжат обучение в профтехучилищах (56%), в учреждениях среднего профессионального образования – 31,2%  и в учреждениях высшего профессионального образования – 5,6%. Целью тех, кто определился с выбором, было, как правило, получение нужной профессии – 60,2%, стремление отличаться от себе подобных – 19,1%, к достижению большего – 12,9%, 7,8% - интересен сам процесс познания.

Итак, наиболее значимым для жизнеобеспечения инвалидов остается решение ряда организационно-управленческих проблем в сферах образования, занятости, реабилитации. Несомненно, что, имея достаточный уровень мотивации и потенциала в целом, инвалиды при обеспечении им условий равных возможностей (независимого существования) способны реабилитироваться и социализироваться адекватно запросам современного общества.

Третий параграф - «Социализация детей с интеллектуальными недостатками развития» включает вопросы рассмотрения особенностей процесса социализации людей с интеллектуальными недостатками развития.

У людей с интеллектуальной недостаточностью также как и у лиц с физическим недоразвитием существенно снижается способность к спонтанному развитию. Успешность процессов социальной адаптации таких людей во многом зависит от планомерного влияния окружающей среды. Но в результате оптимальных условий развития у таких людей с трудом и на качественно ином уровне формируется потребность в саморазвитии и самодетерминации. Так, лишь 7% детей сказали о том, что они прибегают к самостоятельным занятиям, большинство же ограничивается занятиями в школе либо вспомогательной - 54%, либо среднеобразовательной – 32%, преподаватели на дом ходят к 9% учащихся, в 5% случаев обучением ребенка занимаются только родители.

Четко прослеживается тенденция более высокой степени подготовленности детей общеобразовательных школ к самостоятельной жизни. Большинство юношей и девушек, обучающихся в условиях общеобразовательной школы с задержкой психического развития, с незначительной степенью умственной отсталости при условии целенаправленного развития к моменту выпуска из школы по своим адаптивным способностям многим не отличаются от нормально развивающихся людей. Большинство из них (64%) уже определяются с будущей профессией, хотят иметь семьи (84%), иметь детей (64,6%).

Однако, на сегодняшний день для таких детей ведущим типом специального образовательного учреждения в нашей стране по-прежнему является школа-интернат закрытого типа, где дети изначально искусственно изолируются от общества. Дети, воспитываясь в таких интернатах, нередко привыкают к иждивенческой позиции, не задумываются о своем будущем (21,3%), в результате у них нет стимула стать самостоятельным (59%).

Таким образом, со­временный уровень организации обучения детей с физическими и психическими отклонениями не соответст­вует требованиям их подготовки к самостоятельной жизни. Результат процесса социальной адаптации таких детей зависит от того, насколько удалось развить у них способность к самоидентификации и самодетерминации.

 

ВЫВОДЫ

1. Показатель впервые установленной детской инвалидности в Астраханской области в 2006 году составил 29,20/000, что на 14,5% ниже общероссийского (25,50/000). Показатели же распространенности детской инвалидности, наоборот, выше по области и составили в 2006 году – 192,20/000, что по сравнению с РФ - выше на 4% (199,60/000). При этом, удель­ный вес детей-инвалидов по данным Астраханской области в 2006 году составляет 1,9% от всей детской популяции (по РФ - 2%), в возрасте 0-4 лет -1,2%, 5-9 лет – 2,1%, 10-14 лет – 2,2%, 15-17 лет – 2,3%. С момента внедрения государственной статистической отчетности по детям-инвалидам на основе Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности областные показатели детской инвалидности с 1996 г. к 2006 г. выросли на 47,9%, при этом по г. Астрахани отмечен прирост на 44,2%, по сельским районам – на 49,1%.

2. Изучение распространенности детской инвалидности по полу в Астраханской области выявило, что уровень ее среди мальчиков превышает в 1,2 раза таковую среди девочек. Разница в соотношении распространенности детской инвалидности среди мальчиков и девочек становится заметной с возрастного интервала 5-9 лет (в среднем, - 1:1,2) и еще более увеличивается в возрастах 10-14 и 15-17 лет (в среднем, - 1:1,3). Разница же в показателях первичной инвалидности среди мальчиков и девочек становится значительной также с возраста 5-9 лет (в среднем, -1:1,4), однако с возрастом уменьшается, в 10-14 лет она составляет - 1:1,3 в 15-17 лет - 1:1,2.

3. На первом месте в ранговой структуре по главному нарушению в состоянии здоровья, как по Астраханской области, так и по РФ находятся висцеральные и метаболические нарушения (27,9% или 53,60/000 и 24,6%  или 49,10/000 соответственно). На второе место по РФ выходят двигательные нарушения (22,7% или 45,30/000), в отличие от Астраханской области, где второе место занимают умственные нарушения (23% или 44,30/000). На третьем месте по РФ – умственные нарушения (22,5% или 44,90/000), по Астраханской области – двигательные нарушения (21,2% или 40,80/000). В остальном значительных отличий в ранговых местах не наблюдается. Четвертое  ранговое место занимают зрительные нарушения (7,2% или 13,80/000 и 7,4% или 14,70/000 соответственно).

4. Ситуация детей с ограниченными возможностями развития в семье является следствием деформации воспитательной функции в сторону авторитаризма: очень строгими считают своих родителей – 34,3% детей, ругающими за любую провинность – 19,3%, проявляющими «гиперопеку» – 23,4% и безучастными к проблемам - 15%, лишь 8% детей считают отношение родителей к ним нормальным. Такие семьи характеризуются низким уровнем включения ребенка в хозяйственную деятельность: участвуют в быту лишь 15% интересующих нас детей (против 80% в контроле), а избирательно участвуют – 28%.

5. Осознание наличия недостатка в своем развитии и восприятие данной своей особенности как недостатка, часто приводит к формированию неадекватной самооценки. Дети с физическим недостатком чаще в 4,5 раза, чем их здоровые сверстники склонны к недооценке своих сил и возможностей, что свидетельствует о низком уровне самооценки таких детей по сравнению со здоровыми сверстниками.

6. Нежелание учиться дети с ограниченными возможностями развития, как правило, объясняют быстро наступающей усталостью (в 33,6% случаев), не пониманием материала (46,4%), ленью (11%), а  9% - затруднились объяснить свое нежелание. Здоровые лица первые два критерия, как объяснение приводят в 4,7 раза реже. Не видят практического применения полученных знаний, как в настоящий момент – 31% детей, так и в будущем – 28,2% детей с нарушенным развитием, в отличие от здоровых, которые, в среднем, на 89% уверены в необходимости полученных знаний, как в настоящий момент, так и в будущем.

7. Активная трудовая деятельность является главным показателем успешной социализации, однако 28,4% исследуемых детей еще не определились с профессией, а выбор тех, кто определился, был подчинен отнюдь не критериям престижности, высокооплачиваемости, интереса к профессии, а именно, возможности дальнейшего трудоустройства и совету старших (89,1%). Необходимо отметить, что двух последних критериев в 3 раза реже придерживаются здоровые лица при выборе профессии.

8. Среди факторов, которые дети с ограниченными возможностями развития выделяют в качестве снижения фрустрации, это в основном – дружеская поддержка и общение – в 39,9% случаев, материальные блага – 17,3%, любовь – 21,3%, трудовая деятельность – 20,5%. Такие факторы, как дружеская поддержка и общение, а также трудовая деятельность в 1,6 раза реже встречаются в ответах здоровых сверстников, вероятно, это связано с тем, что у них нет проявлений социальной дезадаптации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Необходим пересмотр и реализация программ вузовского обучения и последипломной переподготовки специалистов службы охраны здоровья матери и ре­бенка, освещающие социально-правовые, психолого-педагогические вопросы и  основы специфики   медицинского   обеспечения   и   медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. В условиях детских лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, поликлинического звена следует обеспечить предоставление комплекса услуг медико-социальной направленности семьям с детьми-инвалидами.
  2. Необходимо развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов с использованием адекватных психофизиологическим возможностям технологий обучения. Компьютерные технологии, обеспечивающие широкий информационный доступ, а также являющиеся инструментом профессиональной деятельности считать приоритетными. Необходимо включить профессиональное образование инвалидов в единую методологическую и технологическую систему государственного профессионального образования.

3. Для совершенствования системы реабилитации и социальной защиты детей-инвалидов рекомендовано проведение следующих мероприятий:

3.1. В области медицинского обслуживания:

- развитие, совершенствование и обеспечение функционирования системы оказания специализированной медицинской помощи;

- внедрение новейших технологий ранней диагностики, лечения и реабилитации детского населения с инвалидизирующей патологией;

- определение групп повышенного риска развития инвалидизирующей патологии для оптимизации оказания адресной медицинской помощи населению.

3.2. В области комплексной реабилитации:

- совершенствование  законодательно - нормативной основы социальных практик управления жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями, расширение сети субъектов управления;

- формирование и практическая реализация единых подходов к комплексной реабилитации, включая медицинские, профессиональные и социальные аспекты;

- разработка и внедрение единых стандартов, наиболее эффективных технологий комплексной реабилитации;

- повышение мотивации и усиление установок на взаимодействие, как со стороны общества, так и инвалида через развитие и укрепление системы межсубъектных и субъектно-объектных   коммуникаций;

- привлечение инвалида к процессу управления своей
жизнедеятельностью, через становление его субъектом самоорганизации под воздействием    применяемых    социальных    технологий    управления    его жизнедеятельностъю;

- ежегодная оценка показателей результативности и эффективности реабилитационных мероприятий, оценка их соответствия целевым показателям.

3.3. По направлению организационно-аналитического обеспечения:

- совершенствование механизмов взаимодействия и координации совместной деятельности по реализации единой социально-реабилитационной политики для семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- расширение взаимосвязи с органами народного образования по составлению обучающих программ по валеологии и формированию ответственного родительства;

- формирование толерантного отношения среди населения к инвалидам, в том числе к детям-инвалидам, на основе реализации общей информационной политики;

- использование СМИ, Интернета, других современных информационных технологий с целью пропаганды в российском обществе позитивного образа инвалида, наряду с традиционными методами информационной работы;

- совместно с обществами инвалидов активизировать возможности родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по организации родительских объединений с целью обеспечения более быстрой и эффективной социальной адаптации таких детей, повышению юридической осведомленности родителей и повышению роли семьи в абилитации и реабилитации детей-инвалидов;

- организация обратного потока информации от населения к органам власти, состоящего из аналитических материалов по социально-психологическому климату, о состоянии дел по ходу выполнения принятых решений и о возможных последствиях принятия этих решений; по ожидаемым эффектам от планируемых распоряжений, программ, публикаций.

3.4. На уровне региональных органов административного управления:

-        разработка, реализация  и  контроль за исполнением нормативных  документов по вопросам социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- обеспечение взаимосвязи выполнения мероприятий областными и районными службами, оперативное влияние на их ход и приоритетность выполнения;

- осуществление контроля за  целевым  использованием  федеральных финансовых средств;

- проведение экспертизы материалов, предложений по адресной поддержке социально-уязвимых слоев и развитию отраслей социальной сферы;

- обеспечение трудоустройства женщин-матерей, имеющих желание работать, их переобучения, или переподготовки с тем, чтобы они имели возможность работать неполный день или на дому, в связи с тем, что их дети нуждаются в постоянном уходе и воспитании;

- разработка программ  подготовки и повышения квалификации управленческих кадров по работе с населением, привлечения научного потенциала к решению проблем социальной поддержки инвалидов и их семей.

СПИСОК НАУЧНЫХ РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

  1. 1. Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В., Красовский С.С., Сулейманова Н.В. Современные тенденции инвалидности детей и подростков в Астраханской области // Нижегородский медицинский журнал. - №6.  – 2007. – 0,5 п.л.
  2. 2. Хазова Е.В., Ермолаев Д.О., Красовский С.С. Социально-демографическая характеристика семей с детьми-инвалидами// Вестник Российской военно-медицинской академии – 1(25). - Ч.1. – 2009. – 0,2 п.л.
  3. Ермолаев Д.О., Сердюков А.Г., Ермолаева Ю.Н.,  Красовский С.С., Хазова Е.В., Сулейманова Н.В. Детская инвалидность: проблемы и пути решения // Монография. - Астрахань, 2007. – 7,6 п.л.
  4. Красовский С.С. Перспективы развития практики семейного врача в сельской местности // Мат. межд. конференции «Актуальные вопросы семейной медицины». – Волгоград, 2000. – 0,1 п.л.
  5. Ермолаев Д.О., Сердюков А.Г., Орел В.И., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В., Красовский С.С. Детская инвалидность: динамика и прогноз // Информационное письмо. – Астрахань: АГМА, 2004. – 2,2 п.л.
  6. Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В., Красовский С.С, Королев И.Н. Защита прав пациентов как фактор оптимизации правового регулирования медицинской помощи // Мат. II Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины - реформе здравоохранения». - Волгоград, 2007. - 0,3 п.л.
  7. Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В., Красовский С.С., Мордовцева Л.Г., Долгорукова С.Е. Этико-правовые вопросы искусственного прерывания беременности // Мат. II Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины - реформе здравоохранения». - Волгоград, 2007. - 0,3 п.л.
  8. Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В., Красовский С.С., Сулейманова Н.В. Социология семей, имеющих детей-инвалидов // Мат. II Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины - реформе здравоохранения». - Волгоград, 2007. - 0,3 п.л.
  9. Красовский С.С., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В. Инвалидность детей и подростков по классу психических расстройств и расстройств поведения. Региональный анализ // Фундаментальные исследования. - М, 2007. - №10. – 0,2 п.л.
  10. Хазова Е.В., Ермолаева Ю.Н., Красовский С.С. Инвалидность детей и подростков как медико-социальная проблема// Фундаментальные исследования. - М, 2007. - №10. – 0,2 п.л.
  11. Ермолаев Д.О., Хазова Е.В., Ермолаева Ю.Н., Красовский С.С. Перспективный опыт оценки реабилитационного потенциала детей на основе показателя качества жизни // Мат. VI Росс. Конгресса «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». – М., 2007. - 0,2 п.л.
  12. Ермолаев Д.О., Хазова Е.В., Ермолаева Ю.Н., Красовский С.С. Проблемы информированности населения по вопросу медицинской реабилитационной помощи детям // Мат. VI Росс. Конгресса «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». – М., 2007. - 0,2 п.л.
  13. Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н., Хазова Е.В., Красовский С.С., Сулейманова Н.В. Проблемы социальной защищенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Сб. науч. тр., посвященных памяти и 80-летию профессора Ю.Г.Яковлева. – Астрахань, 2007. - 0,5  п.л.

 

Добавить в закладки:  

Класс! Нравится

Вход на сайт