header34



14. 00. 21 – Стоматология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата медицинских наук

Волгоград – 2006

Научный руководитель:
доктор медицинских наук, профессор Маслак Елена Ефимовна

Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор Уразова Расима Закиевна
доктор медицинских наук, профессор Михальченко Валерий Федорович

Ведущая организация:
ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.

Автореферат разослан « _____ » октября 2006 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат медицинских наук, доцент Л.Д. Вейсгейм

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Кариозное поражение молочных зубов у детей имеет широкое распространение (Э.М. Кузьмина, 1995; Лукиных Л. М. и соавт., 2001; И.В. Афонина, 2005; S. N. Kiwanukai и соавт., 2004; B.L. Edelstein, 2005; Mahejabeen R. и соавт., 2006). Во многих странах мира отмечается увеличение частоты поражения кариесом молочных зубов у детей раннего и дошкольного возрастов (Е.Е. Маслак и соавт., 1998; Frias-Bulhosa и соавт., 2002; Lee M., Sissons C.H., 2003). Трудности лечения кариеса молочных зубов обусловлены не только особенностями анатомо-физиологии молочных зубов и полости рта ребенка, но и сложностью выполнения многих манипуляций у маленьких детей (В.В. Корчагина, 2005). Это создает предпосылки к развитию осложнений кариеса и преждевременному удалению молочных зубов, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на зачатки постоянных зубов, общее здоровье ребенка, способствует возникновению одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и формированию у детей зубочелюстных аномалий (Виноградова Т.Ф., 1987; Елизарова В.М. и соавт., 1998; Дмитриенко С.В. и соавт., 1999; Сайфуллина Х.М., 2001; Schechter N., 2000; Welbury R.R и соавт., 2005). Поэтому проблема лечения кариеса молочных зубов у детей относится к числу важных и актуальных проблем стоматологии.

Одной из серьезных задач является преодоление страха детей и родителей перед стоматологическим лечением (Лунева Н.А., 2001; Kent G., 1985; Lindsay S., Jackson C., 1993). В связи с тем, что звук работающей бормашины является одним из мощных факторов формирования дентофобии (Михайлова М.А., 2006), большое внимание уделяется разработке бесшумных «дружелюбных» методов лечения кариеса зубов, особенно предназначенных для детей (Пахомов Г.Н., Леонтьев В.К., 2004; Mount G.J., 2002; Frencken J.E., Holmgren C.J., 2004). Однако многие современные методы лечения кариеса (озонотерапия, препарирование с помощью пескоструйных устройств, лазера или ультразвука) оказались мало приемлемыми для маленьких детей. Другие методы имеют определенные недостатки и не всегда дают хорошие результаты. Так, при применении метода серебрения кариозные ткани зуба окрашиваются в черный цвет, что в принципе отвергается многими родителями. Кроме того, метод серебрения приводит к большому количеству осложнений (Е.Е. Маслак и соавт., 2000).

Наиболее перспективными для детской стоматологии оказались методы атравматичного лечения (ART) кариеса зубов и методы химико-механического препарирования (ХМП) кариозных полостей (Лысенкова И.И., 2004; Клейменова О.А., 2005; Schriks M.C., van Amerongen W.E., 2003; N. Lopez и соавт., 2005). Однако в литературе недостаточно сведений о применении этих методов для лечения кариеса молочных зубов у детей, не изучено влияние различных методов препарирования кариозной полости на поведение детей в процессе санации полости рта, недостаточно четко определены показания и противопоказания к их применению.

При лечении глубокого кариеса зубов предлагается применять лечебные кальций содержащие прокладки или проводить глубокое фторирование дна кариозной полости (Курякина Н.В., 2001; Золотова Л.Ю., Коршунов А.П., 2005; Knappwost A., 1995, 2000, 2001; Maltz M. и соавт., 2001). Однако эти методы редко применяются в молочных зубах, так как считается, что «глубокого кариеса в молочных зубах нет». С другой стороны, твердые ткани молочных зубов имеют определенные анатомо-физиологические особенности, способствующие быстрому распространению инфекционного процесса, развитию осложнений при небольшой по глубине кариозной полости (M.S. Duggal и соавт., 1999, 2004). Поэтому лечение среднего кариеса молочного зуба должно быть также направлено на защиту пульпы и повышение минерализации дентина кариозной полости. Перспективным с этой точки зрения является глубокое фторирование дентина перед пломбированием, однако клиническая эффективность данной методики при лечении среднего кариеса молочных зубов не изучена.

Для пломбирования молочных зубов широко применяют стеклоиономерные цементы (И.Н. Кузьмина, 2001; Tran L.A., Messer B.L., 2003; Wang L. и соавт., 2004; Burke F. J. T. и соавт., 2005). В последние годы изучается возможность эстетического лечения молочных зубов у детей с применением пломбировочных материалов светового отверждения (Mass E. и соавт., 1999, Fuks A., 2000). Однако в литературе отсутствуют сведения о потребности детей в эстетическом лечении молочных зубов, недостаточно данных о сравнительной характеристике различных методов лечения среднего кариеса молочных зубов.

Цель исследования: обоснование комплексной схемы лечения среднего кариеса молочных зубов для повышения эффективности лечения кариеса у детей в возрасте 1-5 лет.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Оценить поведение детей в возрасте 1-5 лет в процессе проведения санации полости рта с применением различных способов препарирования кариозных полостей молочных зубов.

2. Провести сравнительную оценку качества различных способов препарирования кариозных полостей молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет.

3. Установить влияние глубокого фторирования дна кариозных полостей на повышение клинической эффективности лечения кариеса молочных зубов у детей.

4. Выявить потребность детей в возрасте 1-5 лет в эстетическом лечении кариеса молочных зубов и определить результаты применения эстетического светоотверждаемого пломбировочного материала при лечении среднего кариеса молочных зубов.

5. Разработать комплексную схему лечения среднего кариеса молочных зубов и оценить эффективность ее применения у детей в возрасте 1-5 лет.

Научная новизна работы. Впервые изучено поведение детей в процессе санации полости рта в зависимости от применения различных способов препарирования кариозной полости молочных зубов. Установлено, что щадящие методы препарирования (ART и ХМП) улучшают поведение детей, а применение бормашины способствует формированию негативного отношения к лечению зубов.

Впервые проведено сравнительное изучение качества различных методов препарирования (традиционный, атравматичный, химико-механический) кариозной полости молочных зубов у детей на основании применения кариес-детектора. Установлена необходимость применения кариес-детектора для оценки полноты удаления кариозного дентина при всех изученных методах препарирования. Разработаны показания к применению различных методов препарирования при лечении кариеса молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет.

Впервые при лечении среднего кариеса молочных зубов у детей применено глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей перед пломбированием и установлена высокая клиническая эффективность метода.

Впервые определена потребность детей в эстетическом лечении кариеса молочных зубов. Установлена клиническая эффективность лечения среднего кариеса молочных зубов у детей с применением светоотверждаемого пломбировочного материала, которая соответствовала результатам применения стеклоиономерного цемента химического отверждения.

Впервые разработана и апробирована комплексная схема лечения кариеса молочных зубов, выявлена ее высокая клиническая эффективность - 94,8%, по сравнению с традиционным методом лечения (эффективность 83,5%) у детей в возрасте 1-5 лет.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическое значение исследования заключается в получении новых данных о сравнительной эффективности различных методов препарирования кариозной полости молочных зубов у детей, влиянии метода препарирования на поведение детей в процессе санации полости рта, потребности детей в эстетическом лечении, значении глубокого фторирования в повышении эффективности лечения среднего кариеса молочных зубов у детей. Практическая значимость работы заключается в разработке комплексной схемы лечения среднего кариеса молочных зубов у ребенка, применение которой значительно повысило эффективность лечения. На основании полученных данных разработаны показания к применению различных методов препарирования при лечении среднего кариеса молочных зубов, доказана необходимость применения кариес-детектора для оценки качества препарирования, определены возможности применения эстетического пломбирования молочных зубов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Поведение детей в процессе проведения санации полости рта улучшается при применении щадящих методов препарирования (атравматичный и химико-механический) кариозных полостей молочных зубов. Применение традиционного препарирования с помощью бормашины формирует у детей негативное отношение к стоматологическому лечению.

2. Применение кариес-детектора необходимо при всех методах препарирования кариозных полостей молочных зубов у детей для оценки полноты удаления пораженных тканей и повышения качества препарирования.

3. Глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей повышает эффективность лечения кариеса в молочных зубах у детей.

4. Комплексная схема повышает эффективность лечения среднего кариеса молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет, по сравнению с традиционным лечением.

Апробация, внедрение в практику, публикации. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях молодых учёных ВолГМУ (2004-2006), 11-ой региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2005);VI Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (2005).

Работа апробирована на совместном заседании кафедр стоматологии детского возраста, терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии, пропедевтики стоматологических заболеваний, ортопедической стоматологии и кафедры стоматологии факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета (сентябрь, 2006).

Результаты исследования внедрены в практику работы стоматологической клиники ВолГМУ, МУЗ «Детская клиническая стоматологическая поликлиника № 2» и МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 5» г. Волгограда, используются в учебном процессе на кафедре стоматологии детского возраста ВолГМУ при проведении лекций и практических занятий для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов, на циклах усовершенствования детских стоматологов.

По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ, из них 3 в центральной печати.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 127 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц и 17 рисунков, состоит из введения, обзора литературы, характеристики объекта и методов исследования, главы собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 194 источника (69 российских и 125 зарубежных).

Объект и методы исследований. В соответствии с поставленными целью и задачами было организовано многоэтапное исследование, в котором приняли участие 488 детей в возрасте от 1 до 5 лет. Распределение детей по возрасту и полу было равномерным. Исследование было проведено в МУЗ «Детская клиническая стоматологическая поликлиника № 2» г. Волгограда. Участие в исследовании было добровольным. У родителей предварительно было получено информированное согласие на участие детей в проводимом исследовании. Все протоколы исследований одобрены региональным этическим комитетом.

На первом этапе провели изучение отношения родителей (192 семьи) к различным методам препарирования кариозной полости молочного зуба и поведение детей в процессе санации полости рта. В период проведения санации полости рта было оценено поведение детей в зависимости от применения различных методов препарирования кариозных полостей молочных зубов. Санация полости рта с применением традиционного препарирования кариозных полостей молочных зубов была проведена у 47 детей, атравматичное препарирование было применено у 48 детей, химико-механическое - у 97 детей. Традиционное препарирование кариозных полостей молочных зубов у детей прово-дили с использованием бормашины, высокоскоростных и низкоскоростных наконечников, алмазных, твердосплавных и стальных боров. Атравматичный метод препарирования кариозной полости молочных зубов проводили по методике ART (Пахомов Г.Н., Леонтьев В.К., 2004). Химико-механический метод препарирования кариозной полости молочных зубов проводили с помощью набора «CarisolvTM», «МедиТим», Швейцария. Пломбирование проводилось стеклоиономерным цементом (СИЦ). Регистрировали поведение детей в процессе проведения санации полости рта в первые 4 посещения.

Критерии оценки отношения родителей к лечению ребенка были следующими: 1) позитивное отношение к проводимому ребенку лечению, согласие с врачом по всем вопросам; 2) неудовлетворенность выбранным врачом методом лечения по различным причинам, желание изменить метод лечения.

Поведение ребенка оценивали по трем критериям: 1) хорошее: ребенок контактный, доверяет доктору, хорошо сидит и открывает рот; 2) удовлетворительное: ребенок идет на контакт, хорошо сидит и открывает рот сам, но испытывает страх, плачет, для проведения лечения требуются уговоры; 3) неудовлетворительное: ребенок плохо идет на контакт, плохо сидит и открывает рот, для полноценного лечения требуется помощь родителей и младшего медицинского персонала.

Второй этап включал изучение у 53 детей качества различных методов препарирования кариозной полости молочных зубов по поводу среднего кариеса с использованием кариес-детектора. Традиционный метод препарирования был применен в 30 кариозных полостях, атравматичный - в 15, химико-механический - в 62. Для оценки качества препарирования кариозных полостей молочных зубов применяли кариес-детектор: "Колор - тест" ("ВладМиВа", Россия). На основании анализа полученных данных были определены показания к применению различных методов препарирования кариозных полостей по поводу лечения среднего кариеса молочных зубов у детей.

Третий этап исследования включал определение у 78 детей результатов глубокого фторирования дентина дна кариозных полостей в комплексе лечения среднего кариеса молочных зубов у детей (145 зубов), по сравнению с традиционным лечением (215 зубов). Глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей проводили с помощью препарата «Дентин-герметизирующий ликвид», «HUMANCHEMIE», Германия.

На четвертом этапе было выявлено отношение родителей к эстетическому лечению молочных зубов у детей (по данным анкетирования 100 респондентов) и определена эффективность лечения среднего кариеса 56 молочных зубов у 23 детей в возрасте 3-5 лет с применением различных методов препарирования кариозных полостей и последующим пломбированием светоотверждаемым эстетичным пломбировочным материалом «Vitre-merTM», «3M ESPE». Традиционный метод препарирования был применен в 10 зубах, атравматичный – в 13, химико-механический – в 33. Результаты лечения оценены через 12 месяцев.

На пятом этапе, на основании проведенных исследований, была разработана схема комплексного лечения среднего кариеса молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет. Комплексное лечение включало: щадящее препарирование кариозных полостей (методы ART, ХМП); применение кариес-детектора для контроля над качеством препарирования кариозных полостей; глубокое фторирование дна кариозных полостей после препарирования; пломбирование кариозных полостей стеклоиономерным цементом. Всего комплексная схема была применена у 142 детей в 381 зубе. В этой же группе детей в 315 зубах провели традиционное лечение среднего кариеса (препарирование с помощью бормашины, пломбирование СИЦ). Распределение кариозных поражений по локализации, в зависимости от метода лечения среднего кариеса молочных зубов, было примерно одинаковым. Через 18 месяцев была определена эффективность комплексной схемы лечения среднего кариеса молочных зубов, по сравнению с традиционным лечением.

Для оценки результатов лечения среднего кариеса молочных зубов у детей учитывали следующие параметры: наличие или отсутствие осложнений после лечения (пульпит или периодонтит) и вторичного кариеса, качество пломб в отношении их анатомической формы, состояния поверхности, краевого прилегания. По результатам обследования детей качество лечения среднего кариеса молочных зубов оценивали по двум критериям: 1) удовлетворительный результат: пломба сохранена, восстанавливает анатомическую форму зуба, поверхность пломбы гладкая или с небольшими шероховатостями, сохраняется краевое прилегание или есть небольшие нарушения, не распространяющиеся на дентин, нет признаков вторичного кариеса или осложнения кариеса; 2) неудовлетворительный результат: значительная деформация пломбы, нарушение краевого прилегания, распространяющееся на дентин, неровная поверхность с глубокими ямками, трещинами, сколами, отлом части пломбы, выпадение пломбы, развитие вторичного кариеса или ос-ложнения кариеса.
Статистическая обработка данных проводилась на ЭВМ IBM/АТ - Pentium-4, использовали стандартные пакеты программ математической статистики (программы Microsoft Excel 2000). Определяли частоту признаков (%), величину ошибки среднего (m), критерий значимости (t) Стьюдента, степень достоверности различий (p). Различия считали достоверными при t > 2; p <0,05.

Результаты собственных исследований.
Отношение родителей и поведение детей в процессе санации полости рта с применением различных методов препарирования. Результаты интервьюирования показали, что большинство родителей детей доверяли стоматологу в выборе метода лечения, 95,8% опрошенных по всем вопросам соглашались с врачом и позитивно относились к любому проводимому ребенку лечению. Всего 4,2% родителей высказали неудовлетворенность лечением, проводимым ребенку.

Поведение детей менялось в процессе проведения санации полости рта. В группе традиционного препарирования большинство (74,4%) детей уже в первое посещение выказывали негативное отношение к лечению, их поведение было неудовлетворительным. Хорошее поведение было зарегистрировано всего у 17,1% детей, удовлетворительное – у 8,5%. По мере проведения санации полости рта с применением бормашины количество детей с неудовлетворительным поведением увеличилось и к четвертому посещению достигло 78,6%. Параллельно снижалось количество детей с хорошим поведением: во второе посещение – до 12,7%, в третье – 6,3%. В четвертое посещение не было ни одного ребенка с хорошим поведением. Удовлетворительное поведение во время лечения традиционным препарированием кариозных полостей было зарегистрировано у 21,4% детей.

При применении метода ART большинство (72,9%) детей уже в первое посещение демонстрировали хорошее поведение. Постепенно количество детей с хорошим поведением увеличивалось и достигало 93,8% в четвертое посещение. Количество детей с удовлетворительным поведением составляло в первое посещение 16,6%, затем уменьшалось до 2,1% к четвертому посещению. Плохое поведение было установлено у 10,5% детей в первое посещение, уменьшение частоты негативного отношения детей к лечению началось только с третьего посещения и в четвертое посещение достигло 4,1%.

В группе детей, которым проводилось химико-механическое препарирование кариозных полостей, в большинстве случаев уже в первое посещение наблюдали хорошее поведение – 47,4%, частота которого увеличивалась от посещения к посещению 52,5%, 74,2% и 97,9% соответственно во второе, третье и четвертое посещения. Количество детей с удовлетворительным поведением в первое посещение составляло 27,8%, затем постепенно уменьшалось и достигло 1,0% в четвертое посещение. Также снижалось и количество детей с неудовлетворительным поведением с 24,7% в первое посещение до 1,0% в четвертое посещение.

Сравнительный анализ результатов показал, что дети воспринимали щадящие методы препарирования (ART и ХМП) значительно лучше, чем препарирование с помощью бормашины (рис.1). По мере проведения санации полости рта с применением щадящих методов практически все дети стали демонстрировать хорошее поведение и позитивное отношение к стоматологическому лечению, тогда как при традиционном препарировании наблюдали обратную тенденцию: количество детей с хорошим поведением к концу санации снизилось до нуля, а неудовлетворительное поведение и негативное отношение детей к лечению сохранялись на высоком уровне, на протяжении всего периода санации – 74,4% - 78,6% случаев.

Частота хорошего (А) и плохого (Б) поведения детей в процессе санации полости рта с использованием разных методов препарирования

Рис. 1. Частота хорошего (А) и плохого (Б) поведения детей в процессе санации полости рта с использованием разных методов препарирования.

Оценка качества различных способов препарирования кариозных полостей молочных зубов. Применение кариес-детектора обнаруживало участки не полностью удаленного инфицированного дентина при всех примененных методах препарирования кариозных полостей молочных зубов у детей. Однако наиболее часто дефекты препарирования были достоверно (p<0,001) выявлены при традиционном методе препарирования (66,7%), что было в 2,8 раза чаще, чем при ХМ-методе, в 5 раз чаще, чем при ART (рис. 2). Между результатами препарирования методами ART и ХМ статистически достоверных различий выявлено не было (13,3±8,8% и 24,2±5,4% соответственно, p>0,05). Следует отметить, что при препарировании дна кариозных полостей наилучшее удаление инфицированных тканей было выявлено после химико-механического метода препарирова-ния.

Частота неполноценного удаления инфицированного дентина при препарировании кариозных полостей различными методами (по данным применения кариес-детектора).

Рис. 2. Частота неполноценного удаления инфицированного дентина при препарировании кариозных полостей различными методами (по данным применения ка-риес-детектора).

Таким образом, применение кариес-детектора позволяет улучшить качество препарирования кариозных полостей и, соответственно, повысить эффективность лечения кариеса зубов у детей.

Суммируя опыт применения различных методов препарирования кариозных полостей молочных зубов у детей были определены особенности выполнения различных методик, преимущества и недостатки их применения. К преимуществам традиционного препарирования можно отнести лишь быстроту удаления инфицированных тканей. Существенным недостатком является то, что применение бормашины способствует формированию негативного отношения детей к стоматологическому лечению и повышает уровень стоматофобии у населения. Метод ART имеет значительные преимущества в связи с бесшумностью, уменьшением болезненности, уменьшением риска случайного вскрытия полости зуба и травмы окружающих тканей, снижением уровня тревоги и страха у детей и родителей. В то же время метод применим только в «открытых» полостях; не всегда позволяет удалить пигментированный дентин; при удалении инфицированного дентина вблизи рога пульпы и в области эмалево-дентинного соединения может возникать болезненность; требует больше времени на непосредственное препарирование.

К преимуществам ХМП относятся: безболезненность и бесшумность; повышение комфорта ребенка и его родителей; безопасность для слизистой оболочки полости рта; максимальное сохранение здоровых тканей зубов; легкость удаления измененных тканей после их размягчения гелем; возможность ручного расширения эмалевых краев полости, обеспечение свободного входа в полость и доступа к полостям с нависающими краями; уменьшение затрат времени и сил врача на обработку кариозных полостей. Однако нами были выявлены и определенные недостатки ХМП: не всегда ручными инструментами удавалось «открыть» вход в кариозную полость, размягчающий гель был менее эффективен при удалении плотного пигментированного дентина; ручное удаление кариозного дентина на медиальных стенках кариозных полостей в молочных молярах было менее эффективным; некоторые дети отмечали неприятный запах препарата; время непосредственного удаления измененного дентина увеличивалось.

Результаты применения у детей при лечении среднего кариеса молочных зубов глубокого фторирования (ГФ) дентина дна кариозной полости перед пломбированием СИЦ показали высокую эффективность метода (рис. 3). Положительные результаты после применения ГФ встречались достоверно чаще, чем при проведении традиционного лечения: 94,5±1,9% и 82,8±2,6% соответственно, p<0,001. Неудовлетворительные результаты после применения ГФ встречались достоверно в 4,2 раза реже, чем в группе сравнения: 5,5±1,9% и 17,2±2,6% соответственно, p<0,001.

Результаты лечения среднего кариеса в зависимости от применения глубокого фторирования дентина перед пломбированием СИЦ.

Рис. 3. Результаты лечения среднего кариеса в зависимости от применения глубокого фторирования дентина перед пломбированием СИЦ.

Однако следует отметить, что применение глубокого фторирования было более эффективным при лечении у детей среднего кариеса молочных зубов в полостях I и V классов, тогда как в полостях II и III классов улучшение результатов лечения было менее выражено.

Проблема эстетического пломбирования молочных зубов по поводу кариеса. Результаты изучения отношения родителей к внешнему виду зубов ребенка показали, что большинство (73,0%) респондентов признавали важность эстетики при лечении молочных зубов у детей. Всего 17% респондентов не считали вопросы эстетики важными, а 10% затруднились с ответом. В то же время, выбирая конкретный метод лечения ребенка, всего 33% семей сумели принять самостоятельное решение, 60% семей доверили выбор врачу, 7% затруднились с ответом. Еще меньше (21%) семей сумели самостоятельно выбрать пломбировочный материал. С другой стороны, выбор метода лечения и пломбировочного материала был резко ограничен финансовыми условиями родителей. Несмотря на то, что 89% семей указали на наличие удовлетворительного или хорошего материального положения, большинство родителей предпочитали бесплатное (17%) или дешевое (49%) лечение кариеса молочных зубов ребенка. На эстетическое лечение зубов ребенка соглашались только 34% респондентов.

Опыт применения светоотверждаемого пломбировочного материала в молочных зубах у детей выявил определенные трудности: требуется работа «в 4 руки»; увеличиваются затраты времени на пломбирование; ребенок должен длительное время спокойно сидеть, быстро и правильно выполнять команды врача; необходима качественная изоляция рабочего поля от ротовой жидкости. В связи с этим пломбирование было сложно проводить у маленьких детей в возрасте до трех лет, у мало контактных детей, у подвижных и любопытных детей, которые не способны долго сидеть с открытым ртом.

Повторное обследование детей через 12 мес. показало, что количество удовлетворительных результатов применения витремера после ХМП составило 87,8%, после ART - 84,6%, после ТП – 80,0%, количество неудовлетворительных результатов – 12,2%, 15,3% и 20,0% соответственно. Однако выявленные различия не были достоверными статистически (p>0,05). В среднем, применение витремера было эффективным в 85,7% случаев.. Неудовлетворительные результаты составили 14,3% случаев, основным недостатком было выпадение пломб, что можно отнести за счет сложности соблюдения технологии работы со светоотверждаемым материалом у маленьких детей.

Результаты применения светоотверждаемого материала для пломбирования молочных зубов по поводу среднего кариеса соответствовали результатам пломбирования СИЦ (количество удовлетворительных результатов 85,7% и 83,5% соответственно, p>0,05). Однако возможности применения эстетических светоотверждаемых материалов ограничены, с одной стороны, низкими эстетическими запросами родителей и их ограниченной платежеспособностью, с другой – сложностью работы и трудностями, связанными с поведением детей во время выполнения пломбирования зубов.

Комплексное лечение среднего кариеса молочных зубов у детей. На основании результатов представленных исследований была разработана схема комплексного лечения среднего кариеса молочных зубов у детей, включавшая применение методов ХМП и ART, использование кариес-детектора для оценки «чистоты» отпрепарированных кариозных полостей, обработку дна кариозных полостей дентин-герметизирующим ликвидом и пломбирование кариозных полостей СИЦ.

После проведения комплексного лечения среднего кариеса молочных зубов у детей удовлетворительные результаты лечения были выявлены через 18 месяцев в 94,8% случаев, после проведения традиционного лечения – в 83,5% случаев (p<0,001). Неудовлетворительные результаты после проведения комплексного лечения кариеса встречались достоверно в 3,2 раза реже, чем после проведения традиционного лечения: 5,2% и 16,5% соответственно, p<0,001. Следует отметить, что после проведения комплексного лечения среднего кариеса у детей неудовлетворительные результаты были связаны с выпадением пломб, не встречались осложнения кариеса «под пломбой», не развивался вторичный кариес, тогда как после традиционного лечения эти осложнения были зарегистрированы наряду с другими.

Результаты лечения у детей среднего кариеса молочных зубов зависели от локализации кариозной полости (рис. 4).

Частота неудовлетворительных результатов лечения среднего кариеса молочных зубов у детей в зависимости от локализации кариозной полости и вида лечения

Рис. 4. Частота неудовлетворительных результатов лечения среднего кариеса молочных зубов у детей в зависимости от локализации кариозной полости и вида лечения.

Количество неудовлетворительных результатов после применения комплексного лечения в полостях I класса (по Блеку) было достоверно в 8,5 раза меньше, чем после традиционного лечения (1,1±0,8% и 9,3±2,3%, p<0,01), в полостях II класса - в 1,5 раза меньше (16,3±5,3% и 24,4±6,7%, p>0,05), в полостях III класса - в 1,9 раза меньше (17,9±6,1% % и 34,0±6,7%, p>0,05), в полостях V класса - в 6,2 раза меньше (2,6±1,5% и 16,1±4,7%, p<0,01).

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлена высокая эффективность комплексного лечения кариеса молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет, что позволяет рекомендовать комплексную схему к широкому применению в практике детской стоматологии.

ВЫВОДЫ

1. Поведение детей в процессе санации полости рта зависит от метода препарирования кариозных полостей молочных зубов: применение щадящих методов препарирования (ART, ХМП) способствует формированию позитивного отношения детей к лечению зубов в 93,8-97,9% случаев; при традиционном препарировании у 78,6% детей наблюдается негативное отношение к лечению зубов.

2. Качество препарирования кариозных полостей молочных зубов, определяемое с помощью кариес-детектора, лучше при применении щадящих методов препарирования (ART, ХМП), чем при традиционном препарировании. Дефекты препарирования выявлены при традиционном методе достоверно (p<0,001) в 2,8 раза чаще, чем при химико-механическом, и в 5 раз чаще, чем при атравматичном препарировании.

3. Глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей после препарирования повышает эффективность лечения среднего кариеса молочных зубов у детей. Количество неудовлетворительных результатов лечения после глубокого фторирования достоверно снизилось в 4,2 раза, по сравнению с традиционным методом лечения: 5,5±1,9% и 17,2±2,6% соответственно, p<0,001.

4. Потребность в эстетическом лечении кариеса молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет составляет 34%. Эффективность применения светоотверждаемого пломбировочного материала «Vitremer» составляет 85,7%, количество неудовлетворительных результатов – 14,3%, что соответствует результатам пломбирования стеклоиономерным цементом.

5. Разработана комплексная схема лечения среднего кариеса молочных зубов, которая включает: щадящее препарирование кариозных полостей (ART, ХМП), использование кариес-детектора в процессе препарирования, глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей и пломбирование стеклоиономерным цементом. Применение у детей в возрасте 1-5 лет комплексной схемы лечения среднего кариеса молочных зубов достоверно повысило эффективность лечения на 11,3%, по сравнению с традиционным лечением: 94,8% и 83,5% соответственно, p<0,001.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. У детей в возрасте 1-5 лет при проведении санации полости рта рекомендуется проводить препарирование кариозных полостей по поводу среднего кариеса, преимущественно, с применением щадящих методов:

- метод ART рекомендуется у подвижных и капризных детей в возрасте до трех лет, у детей дошкольного возраста с высоким уровнем тревоги и страха, при наличии хорошего доступа к кариозной полости;

- метод ХМП следует применять у детей в возрасте до трех лет; у детей любого возраста в первое посещение для установления хороших отношений с ребенком; у пациентов, боящихся звука бормашины, уколов или имеющих аллергический анамнез и противопоказания к анестезии; у эмоционально неуравновешенных или умственно отсталых детей;

- традиционное препарирование кариозных полостей молочных зубов с помощью бормашины на амбулаторном приеме следует проводить лишь у эмоционально уравновешенных детей, начиная с дошкольного возраста, которые спокойно переносят все процедуры, включая обезболивание.

- при отсутствии хорошего доступа к кариозной полости следует сочетать методы препарирования: с помощью бормашины создавать доступ к полости, затем переходить на методы щадящего препарирования.

2. На заключительном этапе препарирования кариозных полостей молочных зубов у ребенка, независимо от метода препарирования, следует применять кариес-детектор для оценки качества удаления инфицированного дентина. Отсутствие яркого окрашивания дентина является критерием завершения этапа препарирования кариозной полости молочного зуба.

3. При лечении среднего кариеса молочных зубов у детей в возрасте 1-5 лет следует перед пломбированием проводить глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей с помощью дентин-герметизирующего ликвида, что повышает эффективность лечения.

4. Эстетическое пломбирование с использованием светоотверждаемых плом-бировочных материалов при лечении среднего кариеса молочных зубов может быть методом выбора и проводиться у спокойных детей дошкольного возраста.

5. У детей в возрасте 1-5 лет для повышения эффективности лечения среднего кариеса молочных зубов рекомендуется применение комплексной схемы лечения, включающей щадящее препарирование (ART или ХПМ) и применение кариес-детектора, глубокое фторирование дентина дна кариозных полостей и пломбирование стеклоиономерным цементом.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Маслак Е.Е. Опыт применения химико-механического метода препарирования кариозной полости у детей / Е.Е. Маслак, Д.Д. Мохаммад // Актуальные вопросы стоматологии: Сб. материалов научно-практической конференции стоматологов респ. Татарстан, посвященной 50-летию стоматологического факультета КГМУ. – Казань. - 2004. – С. 60-63.

2. Мохаммад Д.Д. Применение кариес-детектора при препарировании кариозных полостей молочных зубов / Д.Д. Мохаммад, Н.В. Куюмджиди // Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. – Волгоград. - 2005. - том 62. - вып. 2. - С. 163-165.

3. Мохаммад Д.Д. Повышение эффективности лечение кариеса молочных зубов у детей в возрасте от 1-5 лет / Д.Д. Мохаммад, Н.Н. Климова // Х региональная конференция молодых исследователей волгоградской области. – Волгоград. – 2005. – С.107-108.

4. Мохаммад Д.Д. Комплексное лечение кариеса молочных зубов / Е.Е. Маслак, Д.Д. Мохаммад, А.С. Атанасова, Н.В. Куюмджиди // Материалы VI международной научно-практической конференции «Здоровье и Образование в XXI веке». – М. - 2005. – С. 328.

5. Маслак Е.Е. Эстетическое лечение кариеса молочных зубов у детей 1-5 лет / Е.Е. Маслак, Д.Д. Мохаммад, А.С. Атанасова, Н.В. Рождественская // Новые технологии в медицине (морфологические, экспериментальные, клинические и социальные аспекты): Сборник трудов ВолГМУ. – Волгоград. – 2005. – т. 61. - вып. 1. – С. 383-385.

6. Маслак Е.Е. Комплексное лечение кариеса зубов у детей / Е.Е. Маслак, Д.Д. Мохаммад, Н.В. Куюмджиди, А.С. Атанасова, А.А. Лавров // Институт стоматологии. – 2005. - № 4. – С. 71.

7. Маслак Е.Е. Опыт применения отечественного стеклоиономерного цемента «аргецем» в лечении кариеса молочных зубов / Е.Е. Маслак, Н.Н. Климова, Н.В. Куюмджиди, Д.Д. Мохаммад // Актуальные вопросы стоматологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию создания Саратовского одонтологического общества. – Саратов. - 2005. – С. 186-188.

8. Маслак Е.Е. Отношение детей и родителей к различным методам препарирования кариозной полости молочного зуба / Е.Е. Маслак, Д.Д. Мохаммад, Н.В. Куюмджиди, А.С. Атанасова // Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии: Материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию стоматологического факультета ВолГМУ. – Волгоград. - 2006. – С. 79-83.

Список условных сокращений

ART - atraumatic restorative treatment (атравматичное реставрационное лечение)
ВолГМУ - Волгоградский государственный медицинский университет
ГФ - глубокое фторирование
ДКСП - детская клиническая стоматологическая поликлиника
СИЦ - стеклоиономерный цемент
ТП - традиционное препарирование
ХМ - химико-механическое
ХМП - химико-механическое препарирование

Добавить в закладки:  

Класс! Нравится

Вход на сайт